Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Автобиография совка

Все разновидности советскости в книге «Советские люди. Сцены из истории» известного антрополога Натальи Козловой.

Социолог и антрополог Наталья Козлова ушла из жизни очень рано – в 2002 году ей было всего 55 лет. Ее первые работы появились в 1970-е годы и были посвящены «массовой культуре». К этому словосочетанию тогда было принято прибавлять эпитет «буржуазная», поскольку в СССР любая культура по умолчанию была народной. Когда стало более или менее можно, Козлова начала работать с советской повседневностью и стала одним из пионеров этого раздела культурной антропологии в бывшем СССР. «Можно» не означает, что кто-то разрешил. Просто советское стало историей – законченной формой опыта.

По убеждению Козловой, изучение этого опыта неминуемо приводит к пересмотру узко-политической трактовки советского общества. Еще в начале 1990-х она писала о том, что идея торжественного отказа от тоталитаризма в пользу либеральной рыночной модели обречена на провал. Все это не более чем масштабные абстракции. Реальным ресурсом для нас было и остается «советское», с которым следует не поспешно расставаться, а вдумчиво работать. Вопрос – как? Козлова выбрала самый очевидный и самый сложный путь – комментарий к так называемой «наивной литературе», письмам, дневникам, мемуарам простых людей, пишущих не для публикации, а для себя и своих близких. В самых общих чертах цель подобной литературы – своеобразное изобретение себя, поиск идентичности, попытка ответить на самые сложные вопросы: «Кто я, откуда, зачем живу». Такие тексты трудно описывать не потому, что нет развитой методологии, с ней как раз все в порядке – и заграница помогла, и своя традиция формируется быстро. Дело скорее в персональной вовлеченности исследователя.

Изучать приходится свое, от этого никуда не деться.

Объемистая книга «Советские люди» – это вынужденный итог десятилетней работы Козловой в Народном архиве, возникшем в Москве в конце 1980-х годов. Подзаголовок «Сцены из истории» очень точно отражает характер подачи материала. Это что-то вроде «выбранных мест» из наивной литературы с обширными пояснениями автора. Его голос не сливается с голосами героев, но и не отдаляется на традиционную академическую дистанцию. Он как бы играет в наблюдателя, прекрасно сознающего, что между ним и объектом нет естественной границы. В предисловии, чью теоретическую ценность, по правде говоря, трудно переоценить, Козлова пишет о пользе подобных трудностей. Ведь схемы, которыми оперируют ученые, «существуют не за пределами человеческого бытия, а рождаются в жизни людей и связаны с их желаниями, мечтами и возможностями». Если мы оказываемся способны это осознать, тогда «теоретическое усилие и работа памяти начинают стимулировать друг друга, рождая возможность нового взгляда.

Теоретическая работа превращается в род автобиографии.

Последний труд Козловой органически связан с ее предыдущей книгой – «Я так хочу назвать кино», написанной в соавторстве с лингвистом Еленой Сандомирской. Там впервые был опробован жанр комментария к дневнику, который долгие годы вела одна из сотен тысяч малограмотных, но житейски мудрых женщин, населявших обширные пределы советской империи. В своей последней книге Козлова объединяет несколько аналогичных комментариев, в каждом из которых выявляется социальная роль, которую играл автор исследуемого текста. Здесь и Победитель, органично изъясняющийся языком плаката, и Неудачник, всю жизнь рьяно и тщетно овладевавший эти языком, и Жертва, сама называющая себя «подопытной песчинкой», и даже «Человек вне игры», т. е. тот, кто предельно слабо связан с так называемой «высокой» культурой и руководствуется одними инстинктивными тактиками выживания. Любопытно, что вместе с ними в ряды «простых» советских людей попадали и создатели этой самой «высокой» культуры, в частности, писатели.

Люди умственного труда, «солдаты идеологического фронта,» раздваивались чуть ли не буквально, создавая в целях все той же самоидентификации свою интимную литературу, предназначенную сугубо для себя.

Но, пожалуй, самый интересный материал, представленный в книге, – это записки любовницы сына К. Паустовского, где отразились быт и житейские взгляды отпрысков советской номенклатуры. По сути, они и составили самый передовой, т. е. близкий разлагающему Западу, отряд советской молодежи. Именно они были потребителями, сформировавшими рынок новых ценностей – от рок-н-ролла и дизайнерских джинсов до православия и перепечатанного на «Ятрани» Мандельштама. Речь не идет о реабилитации привилегированных бездельников. Лишь о выборе, который они сделали – хотя бы из чистого гедонизма.

Козловой удалось не просто ввести новые примеры, подтверждающие чьи-то надежные теории. Ее маленькие истории о маленьких людях заставляют по-другому взглянуть на Большую Историю и тех, кто якобы ее делает. Напрячь зрение. Разобраться с собой. Настроиться на работу.

Наталья Козлова. Советские люди. Сцены из истории. Европа, 2005.

Новости и материалы
На Украине повреждены энергетические объекты
Еще в трех городах Сумской области Украины выключили свет после взрыва
В Харькове вслед за Сумской областью возникли перебои со светом
На портале госуслуг могут создать раздел для знакомств
В Сумах после взрыва возникли перебои со светом
В Сумах произошел взрыв
В трех областях Украины объявлена воздушная тревога
Папа Римский сообщил об условиях, при которых поедет на конференцию по Украине
Нетаньяху завил, что Израиль готов защищать себя в одиночку
Жена раненого адвоката Ефремова оценила шансы мужа вернуться на СВО
Видимый из космоса взрыв на территории Финляндии предсказали в России
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Лавров заявил о желании Запада «сломать сербов»
Все новости