Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«У этого дела есть начало, но очень сложно увидеть конец»

Финдиректор ЮКОСа Брюс Мизамор не знает, что будет с компанией завтра. Ничего удивительного в этом нет: во вторник в дополнение к претензиям МНС к компании появились требования антимонопольного ведомства.

Во вторник финдиректор ЮКОСа Брюс Мизамор провел телефонную конференцию для представителей инвестиционного сообщества, которые хотели получить из первых рук информацию о положении в ЮКОСе.

Финансовый директор ЮКОСа несколько раз повторил, что не понимает действий российских властей.

Отказ судебных приставов взять в обеспечение иска МНС 35-процентный пакет акций «Сибнефти», демонстративные повторные обыски в центральном офисе компании с изъятием документов, жестких дисков и ноутбуков сотрудников — все это, с точки зрения Мизамора, абсолютно не поддается логическому объяснению.
Несмотря на это, менеджмент компании пытается не допустить банкротства, о чем еще раз было заявлено во вторник. А к этому все и идет — вопреки уверениям президента.

В конце прошлой недели МНС предъявило претензии компании по налоговым проверкам за 2001 год — снова почти на 100 млрд рублей. В понедельник компания получила уведомление. А во вторник управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ по Красноярскому краю возбудило дело по факту нарушения антимонопольного законодательства ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» (Москва) и ООО «Энерготрэйд» (г. Саранск, Мордовия). Об этом сообщил замначальника управления Олег Харченко. В действиях компаний управление ФАС усмотрело сговор, приведший, в частности, к повышению цен на бензин в регионе. По словам Олега Харченко, инициировала дело на прошлой неделе администрация Красноярского края. Заявитель утверждает, что действия торгового дома «ЮКОС-М» и аффилированных с ним структур «подрывают экономику края», и «дальнейшее повышение цен приведет к непредсказуемым для региона последствиям в экономике».

По словам Харченко, материалы дела во вторник были направлены для ознакомления представителям ЮКОСа. А рассмотрение дела запланировано на 25 августа.

Какие последствия это может повлечь, пока не ясно. В обычной практике ФАС просто выносит предписание об устранении нарушения. И лишь в случае, если оно не исполняется, обращается в суд. Скорее всего, ФАС просто заставит компании снизить цены и «разорвать цепочку», позволяющую удерживать монопольные цены, считают источники «Газеты.Ru» в антимонопольном ведомстве. Примерно то же говорят и в Красноярске. «Не исключено, что будет принято решение о приведении (ситуации ) в состояние до нарушения. Спектр тут широкий, в том числе и снижение цены на продукцию, и возврат налога на прибыль», — заявил Олег Харченко.

Тем временем представители ЮКОСа демонстрируют желание договариваться. Но пока не понятно, слышат ли их. Из самой компании на этот счет исходит противоречивая информация. Мизамор заявил во вторник, что на все предолжения о достижении компромисса власти отвечают молчанием. «Мы пока не получили ответа, никакого ответа любого рода на наши предложения», — сообщил Брюс Мизамор участникам конференции.

Но двумя часами позже пресс-секретарь компании Александр Шадрин подтвердил, что между ЮКОСом и правительством РФ ведутся переговоры о возможности предоставления рассрочки в погашении долгов по налогам. «Мы от всей души хотели бы исполнить предписание суда в срок, до 8 июля. Но мы, к сожалению, не имеем такой возможности. Собственно, поэтому предметом наших переговоров с правительством является возможность предоставления рассрочки и снятия арестов с активов», — заявил Шадрин.

Понятно, что главное, что сейчас волнует представителей инвесткомпаний, купивших в свое время акции наиболее доходной российской компании, — какова дальнейшая судьба принадлежащих им активов? Существует ли угроза, что из-за блокирования средств на счетах компании ЮКОС не сможет оплачивать счета «Транснефти»? Как повлияет на деятельность компании объявление группой банков-кредиторов дефолта по кредиту в $1 млрд и будет ли объявлен дефолт по другому кредиту — на $1,6 млрд? Ожидает ли ЮКОС новых налоговых претензий за 2002-й и 2003 год?

На последний вопрос еще до Мизамора ответил генпрокурор РФ Владимир Устинов, заявивший в прямом эфире «Эха Москвы», что налоговые претензии ЮКОСу за 2002–2003 годы могут быть предъявлены.

«Это снежный ком, — обнадежил инвесторов Устинов. — У этого дела есть начало, но очень сложно увидеть конец».

Одновременно генпрокурор внес свой вклад в сокровищницу экономической мысли, причислив дивиденды, получаемые акционерами, к активам компании. Это, несомненно, должно насторожить инвесторов. Сегодня, по словам Владимира Устинова, «арестованы только те активы ЮКОСа, которые в настоящее время изучаются судебными органами. А где же другие? Где дивиденды, которые получены акционерами компании? Они огромны, многомиллиардны».

Со своей стороны Брюс Мизамор, которому задали вопрос о возможности предъявления претензий за 2002–2003 годы, заявил: «Мы не согласны и с теми требованиями, которые выставлены за 2000-й и 2001 год. Что у них получится в 2002-м и 2003-м — не знаю, только в июне закончилась проверка за 2001 год». «Мы вели дела абсолютно корректно, во всем придерживаясь требований действующего законодательства», — подчеркнул финансовый директор ЮКОСа. Он считает налоговые претензии к ЮКОСу политически обусловленными. И уверен, что от судебных разбирательств государство может потерять больше, чем приобрести.

По оценке финдиректора компании, в 2004 году компания должна заплатить $5–6 млрд налогов. Теоретически сумма будет зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка.

«Сегодня основная деятельность ЮКОСа не пострадала, но нельзя поручиться, что этого не случится завтра. Если мы не получим доступ к заблокированным счетам, то скоро у компании могут возникнуть проблемы в оплатой пошлин и тарифов за транспортировку нефти», — сообщил Брюс Мизамор слушателям.

На счетах компании находится $1,3–1,4 млрд. Не все они могут быть использованы для удовлетворения предъявленных ЮКОСу претензий. Абсолютный минимум, который должен резервироваться для обеспечения нормальной деятельности, – $600 млн. При этом экспортные пошлины и тарифы «Транснефти» проплачены ЮКОСом только до конца июля.

«Конечно, у ЮКОСа есть еще средства в России и на офшорных счетах, — заявил Брюс Мизамор. — Однако использовать их для оплаты счетов «Транснефти» сложно, поскольку часть счетов компании в России блокирована, а особенности российского законодательства затрудняют перекладывание денег из одного кармана в другой».

Банки-кредиторы в сравнении с российскими властями не представляются Мизамору серьезной угрозой. По крайней мере до тех пор, пока от них не поступило требование о немедленном возврате предоставленных по кредитам сумм. Впрочем, предсказывать вероятность этого события Брюс Мизамор не берется. «Они не сделали этого сегодня, но никто не гарантирует, что они не сделают этого завтра. Нельзя сказать ничего определенного.

Если российское правительство захватит нефтедобывающие компании ЮКОСа, то банки-кредиторы обязательно потребуют немедленного возвращения кредита. Надеюсь, российское правительство понимает, что это плохая идея»,

— ответил финдиректор ЮКОСа на вопрос одного из слушавших его финансистов.
Сейчас компании предъявлено уведомление по одному из кредитов — на сумму $1 млрд. Зато о кредите на сумму $1,6 млрд, предоставленном ЮКОСу аффилированными структурами группы МЕНАТЕП, Брюс Мизамор говорил уверенно. «По этому кредиту мы не получали уведомления о дефолте, — заявил он. — Мы общаемся с МЕНАТЕПом, и они говорят, что будут нас поддерживать».

Но инвесторы, судя по их репликам, не разделят оптимизма мажоритариев. «Российскому государству не нужны деньги ЮКОСа. У них и без того сейчас достаточно денег, — заявил один из участников конференции, — на самом деле им хочтеся получить контроль над компанией».

«Полагаю, что это возможно, – откликнулся Мизамор. – Если это и так, то все равно никто не скажет правды. Мы надеемся, что если правительство получит контроль над нашими активами, оно будет соблюдать наши обязательства перед кредиторами».

Новости и материалы
США будут добиваться выделения средств Украине «в условиях войны и мира»
В РФС объяснили, зачем Украине выделили охрану на Евро-2024
Комментатор: «Флорида» не сможет закрыть Макдэвида и Драйзайтля
Физиотерапевта арестовали по обвинению в сексуальном насилии над пациентками
В Испании нашли древний алфавит и рисунки жестоких битв исчезнувшей цивилизации
Супружескую пару ударило током в гидромассажной ванне
В Пентагоне вновь обнаружили переплату за оружие, поставленное ВСУ
Воры проникли в ювелирный магазин, проделав дыру в полу квартиры этажом выше
Тина Канделаки пришла на премию в облегающем кожаном платье на молнии
Названо, как «Эдмонтон» может переломить ход финала против «Флориды»
Авиакомпания Qatar Airways 3,5 часа не выпускала пассажиров из самолета без кондиционера
Хуситы атаковали принадлежащее Украине судно в Аденском заливе
40-летняя звезда «Универа» вышла на публику в платье-бандо с разрезом до бедра
Экс-тренер «Спартака» назвал сборную, за которую будет болеть на Евро-2024
В Белом доме поделились содержанием соглашения между США и Украиной
Белгородское село дважды подверглось атакам дронов-камикадзе ВСУ
Рената Литвинова снялась в очках с ресницами от бренда ее дочери
Ученые нашли генетический ключ к сверхъестественной стойкости тихоходок
Все новости