Павел Бородин сочинил приблизительно следующее: долг Белоруссии перед Россией частично передается в бюджет союзного государства, объявляется деньгами и используется как государственные гарантии при получении кредитов в коммерческих банках — поскольку
союзный бюджет Белоруссии и России в прошлом году перестал напрямую кредитовать совместные программы — из-за, как мягко выражаются в надгосударственных структурах, недисциплинированности получателей кредитов.
Недисциплинированность обошлась союзному бюджету в прошлом году только по программам «Дизельное автомобилестроение» и «Союзный телевизор» в 350 млн союзных, то есть российских рублей.
Эти две межгосударственные программы выделены из общего их числа в 20 штук (общей стоимостью 2,3 млрд рублей) и упомянуты здесь не случайно: вторые их версии послужат основой для другой грандиозной идеи Павла Бородина.
Госсек считает, что, поскольку 85% внешнеторгового оборота Белоруссии приходится на Россию, повышение цены на поставляемый в республику газ автоматически поднимет цену на белорусскую технику, которая направляется в РФ. Вывод примерно такой: через бюджет союзного государства производить взаимозачет по фиксированным ценам — поставки газа против поставок техники.
Для того чтобы оценить обе взаимосвязанные идеи Павла Бородина, достаточно вспомнить, как поработала первая российско-белорусская программа под названием «Союзный телевизор».
Принята она была 16 ноября 1998 года, рассчитана на два года, оценивалась в 374 млн рублей. Исполнителями должны были выступить российский завод «Рубин» и белорусское ПО «Горизонт». Имелось в виду, что после кризиса дешевые отечественные телевизоры быстро завоюют рынок.
Однако ни единого телевизора произведено не было, а опустевший рынок стремительно завоевали корейцы и китайцы. Сейчас российская потребность в телевизорах оценивается в 6 млн штук, столько же примерно их и производится. Так что «союзному телевизору» придется рассчитывать лишь на небольшой белорусский рынок или на сбыт в третьих странах.
По мнению представителей компании Rolsen, производящих телевизоры под одноименной маркой,
«эта российско-белорусская программа — не что иное, как разбазаривание бюджетных средств, она больше похожа на мыльный пузырь. Первый проект не сработал, такая же судьба уготована и нынешнему».
Программа «Дизельное автомобилестроение-2» имеет несколько большие шансы воплотиться: техника белорусского производства (грузовики Минского автомобильного завода), во-первых, востребована в России, а во-вторых, комплектуется российскими дизелями.
«В задачу ярославских специалистов входит производство двигателей с учетом требований Евросоюза, а белорусы должны оснастить свои грузовики эффективными тормозными системами и электроникой. В любом случае инвестиции в НИОКР и производство двигателей мы оцениваем положительно», — считает первый заместитель главного конструктора Ярославского моторного завода Юрий Субботин. По его данным, с начала перестройки в разработку моторов не было вложено ни рубля, а за последние четыре года было получено 50 млн руб.».
Предложение Павла Бородина об урегулировании белорусских газовых долгов не получило одобрения в профильных российских компаниях. Например, источник в «Газпроме» сообщил, что не за чем сейчас придумывать какие-то новые схемы, поскольку ситуация практически урегулирована: «Мы поставаляем газ за живые деньги. От бартерных схем компания давно отказалась, а наши взаимоотношения с газовыми компаниями Белоруссии не касаются деятельности Союза».