Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Кино – дорога в мусульманский ад

Кадр из фильма «Прирожденные убийцы»
Кинематограф для шиитов воплощает конец времен, для преподавателей – диалог культур, для американцев – Первую поправку.

«Кинематограф для шиитов воплощает конец времен, потому что, по верованиям шиитов, накануне апокалипсиса появится некое явление, создающее образы и звуки, которое очарует всех и поведет людей прямиком в ад». Слова профессора иранского университета Расула Нафизи – общая точка зрения духовенства страны, чей кинематограф остается фестивальной модой последних лет. Пока муллы шлют проклятия образам преисподней, кланы Махмальбафов и Аббас Киаростими продолжают снимать кино и собирать призы. Что, однако, позволено не всем.

Преподаватель Али Афсахи был арестован и лишен духовного сана за то, что показывал своим студентам западные фильмы, в частности «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна. «Хотя это очень рискованно для меня, я считаю крайне важным, чтобы мои студенты поняли – любая культура, особенно культура Запада – это очень серьезно», — сказал Асфахи в интервью ВВС незадолго до своего ареста.

Свою просветительскую программу Афсахи начинал с картин Бергмана и Дрейера, однако довольно быстро перешел к современной массовой культуры. Значительная часть его студентов была шокирована подобным отбором и в знак протеста покидала аудиторию. Другие оставались и смотрели.

Впрочем, несмотря на такие инциденты, как арест Али Афсахи и жесткие высказывания исламских авторитетов, кино остается важнейшим из искусств даже в Иране.

Когда-то, во времена революции, кинотеатры сжигались сотнями, иногда вместе со зрителями. Во время поджога в городе Абадан погибли четыреста человек.

Теперь же власти Ирана допускают все больше западных картин на экраны национальных кинотеатров – людям надо развлекаться, оппозицию нужно отвлекать от демонстраций – все как обычно.

К собственным кинематографистам власти и духовенство относятся достаточно терпимо. К тому же Махмальбаф сидел в тюрьме за участие в демонстрации против шахского режима и вооруженное нападение на полицейского. Его дочери, успешно снимающие кино, также не вызывают раздражения. «Они обратили сложности себе во благо, сфокусировав иранское кино на образах детства. А дети – это воплощение невинности, асексуальности и аполитичности», — продолжает разъяснения Нафизи. «Вот даже Киаростами с благодарностью признал позитивную роль цензуры в развитии иранского кинематографа. По иронии, огромное число иранских фильмов – это продукт цензуры».

Поклонник западного кино Али Афсахи недавно был выпущен из тюрьмы. Правда, он лишен духовного сана и ему запрещено преподавать. Может быть, теперь Афсахи сам займется режиссурой – кажется, это намного безопаснее, нежели просто о ней говорить.

Занятно то, что за фильм «Прирожденные убийцы» подвергался судебному преследованию не только иранец Афсахи, но и американец Оливер Стоун, и компания Warner Bros. В 1995 году пара придурков — Сара Эдмондсон и Бен Даррас — вошли в магазин и расстреляли продавщицу. На суде они утверждали, что смотрели фильм множество раз. Родственники продавщицы, парализованной в результате ранения и умершей спустя два года, подали в суд. Суд, основываясь на знаменитой Первой поправке к американской Конституции, признал Стоуна и киностудию невиновными.