После триумфального альбома 2000 года, получившего рекордное количество «Грэмми» и продавшегося огромным тиражом, ожидать чего-то еще от рокера-ветерана, современника Джими Хендрикса и латинской легенды, было сложно.
Ничего подобного. Ровно три года спустя Сантана снова поразил публику. Впервые за всю его карьеру новый альбом достиг первого места в чартах сразу после начала продаж. За первую неделю было продано триста тысяч дисков – солидный показатель для разгара сезона, но до начала рождественского ажиотажа. Сразу нужно оговориться – диск «Shaman» почти безупречен. Нужно также оговориться, что ничего нового на нем нет, все рецепты проверены на «Supernatural».
Начинается все с обложки. Она опять необыкновенно красочная, в уичольской «мескалиновой» цветовой гамме, с африканскими и индейскими мотивами. Надо отдать должное «BMG Россия»: «дешевая» русская версия альбома продается с приличных размеров буклетом, с подробной росписью музыкантов (для альбомов Сантаны это принципиально, почти каждая сделана с какой-нибудь знаменитостью) и чудовищных размеров листом благодарностей.
Внутри все практически то же самое, что и три года назад. Полная эклектика. Довольно-таки праведный соул сменяется румбой с дудками, девками и бешеным количеством перкуссии, а все это сменяет тягучий и вычурный гитарный блюз.
Все всегда сопровождается игрой маэстро, причем часто в песне две его дорожки – и ритм на акустической гитаре, и соло – как отказать себе в удовольствии, ведь все такое вкусное! Играет Сантана, как всегда, мастеровито, изобретательно, талантливо и несколько однообразно. Он отличный аранжировщик (кто бы сомневался), и в каждой песне очень забавно наблюдать, как он к совершенно разным стилям приспосабливает свою манеру игры, такую узнаваемую. Он балансирует на грани чувства меры, в одном Сантана остался горячим юношей: подобно очень молодому соло-гитаристу он старается запихнуть свой проигрыш в каждую дыру. Но грань эту он практически не переходит.
Альбом 2002 года отличается от предыдущего прежде всего тем, что он гораздо более ровный. Если в «Supernatural» были очевидные хиты, распознаваемые в качестве таковых с первых аккордов, и проходные песни, то на новом альбоме такого нет. Все очень ровно, гораздо менее нервно, но и без таких шедевров, как «Smooth». Самая козырная песня исполняется Мэйси Грей, это «Amore, sexo», довольно спокойненькая эсид-румба-трип-хоп (да-да, именно так), но в пляс от нее не тянет.
Список сотрудников Сантаны тоже несколько бледнее, чем три года назад. Пласидо Доминго успел достать, кажется, даже сам себя, певицы Дидо, Мишель Бранч и Мэйси Грей пользуются, конечно, изрядной популярностью, но до монстров вроде Клэптона им далеко. Законное недоумение вызывает господин «Musiq», соульный негр с могучей внешностью Айзека Хэйса, поющий, однако, тоненьким жалобным голосом такой примерно песняк: «Я жертва обстоятельств, возраста и социальной среды, Мама моя была проституткой, а папа вором, и я пошел по их стопам». Если жертва обстоятельств, то почему не рэпер? Боится, что ли?
«Supernatural», в общем, был альбом более цельный, более попсовый и гораздо более хитовый. «Shaman», впрочем, тоже не пропадет – если удачная рыночная ниша находится только после пятидесяти, это почтенно. Правда, такого количества золотых граммофончиков, как в двухтысячном году, Сантане уже вряд ли дадут.
Диск предоставлен фирмой «Союз».