Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Законодательство РФ в регулировании IT-сферы лишь приближается к западному»

Госрегулирование диджитал-сферы: в чем России надо догнать Запад

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев рассказал «Газете.Ru» о тенденциях в госрегулировании IT-гигантов на Западе, как эти тренды можно сравнить с российскими, и что следует в этом направлении ждать от наступившего, 2021 года.

— Прошлый год выдался весьма насыщенным, особенно в регулировании российского сегмента интернета и финтеха. С чем это связано и какие главные изменения вы бы выделили?

— Очевидно, что пандемия ускорила развитие интернета и технологий, в том числе связанных с финтехом. Безусловно, у этих процессов есть плюсы, но стоит прямо говорить и о минусах. Так, по информации МВД, в России в 2020 году увеличилось количество преступлений с использованием интернета - в сравнении с 2019 годом оно выросло на 91%. Подобная картина просматривается и в мире в целом.

В итоге законодателям разных стран пришлось принимать меры, связанные с защитой своих граждан и бизнеса. Как результат - активизировалось законотворческая деятельность, связанная с регулированием социальных сетей, большого ретейла, а также IT-компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке. Например, Google, Amazon, Facebook и других.

Россия же не осталась в стороне от мирового тренда.

Мы все в прошлом году и в начале этого года стали свидетелями того, как соцсети превратились из средства для общения и взаимодействия пользователей, в инструмент целенаправленного (с помощью рекомендательных алгоритмов и таргетинга, модерации контента) влияния на общественное мнение. Все наблюдали, как социальные сети иногда допускают нарушения основополагающих прав граждан, блокируя аккаунты знаменитых деятелей из разных отраслей или политиков.

Пожалуй, самый яркий пример – это Трамп. Но подобные события происходили и в отношении российских пользователей, СМИ и других компаний.

Происходящие события и стали причиной того, что наши законодатели подготовили законы, которые регулируют работу социальных сетей, вводят ответственность за цензуру в отношении российских СМИ и политиков.

— Можно ли говорить об ужесточении регулирования? Насколько российское законодательство в сфере интернета жёстче зарубежного?

Если сопоставлять с тем, что у нас было ранее – можно говорить об определённом ужесточении, сравнивать с опытом других стран – наша страна идёт по схожему пути с ведущими юрисдикциями.

Если же посмотреть на российское и зарубежное законодательства с точки зрения ответственности, то отечественное сейчас лишь подтягивается в этом вопросе. Например, Google навязывал производителям смартфонов предустановку своего программного обеспечения — и за это Европейская комиссия оштрафовала его на 4,34 млрд евро . В России за аналогичное правонарушение Google был в итоге оштрафован, на 438 млн рублей. Таким образом, Штрафы не соизмеримы.

— А само стремление регулировать... Какие события международной повестки на это влияют?

— Наша страна старается учитывать глобальные экономические и политические тренды, а они складываются, в первую очередь, из событий в США и Европе. Вспомните, например, заокеанские новости с мая прошлого года – Twitter начал отмечать сообщения президента Трампа как недостоверные, а последний в открытую начал бороться с крупнейшими соцсетями и подписал исполнительный указ «о предотвращении онлайн-цензуры». Планировалось изменить статью 230 закона о приличиях в области коммуникации, она освобождает соцсети от ответственности за контент пользователей, но даёт им право модерации. Чем это закончилось? Тотальной внеправовой цензурой в отношении Трампа и республиканского контента в целом.
Параллельно с этим усилилось антимонопольное преследование интернет-платформ как в самих США (где вообще в Конгрессе предложили принудительно разделить бигтех и завели ряд антимонопольных дел), так и в Европейском союзе. Обострились и вопросы, связанные с пользовательскими персональными данными, а также регулирования цифровых платформ в целом.

А что происходило в России? Бигтех начал маркировать аккаунты государственных СМИ, ограничивать доступ к разному контенту, пользователям. То есть по сути – американские корпорации и их политика перешагнула национальные границы. Изменения в российском законодательстве соответствуют глобальным трендам.

— Какие еще изменения в регулировании российского сегмента интернета нужны? Чего в этом смысле можно ожидать от 2021 года?

— Необходимо ввести обязанность открывать дочерние предприятия, либо представительства глобальных IT-компаний на территории России. Наличие российского юрлица демонстрирует, что компания соблюдает российское законодательство, несет определённые расходы и платит налоги. При его отсутствии становится непрозрачным процесс налогообложения. Кроме того, иностранная компания получает необоснованное конкурентное преимущество перед теми, кто официально ведет бизнес в РФ, так как в отличие от последних не несёт расходы на офис, локализацию персональных данных, работу с пользователями и пр.

Стоит законодательно закрепить возможность осуществления отдельных видов деятельности на российском IT-рынке только при условии партнерства с российскими компаниями. Например, депутат Горелкин уже внес подобный законопроект, он касается деятельности аудиовизуальных сервисов. Зачем это надо? С 1 января в силу вступил закон о налоговом манёвре для IT-отрасли. Уже осуществляются и другие меры поддержки со стороны государства, готовится новый пакет мер, который затронет напрямую и АВС. Законопроект, который критикуется отраслью, ведь в том числе предлагает не допустить ситуации, когда деньги, направленные на поддержку отрасли, в итоге уйдут за границу в виде дивидендов иностранным бенефициарам российского онлайн-кинотеатра.

Ну и если IT-гиганты и дальше не будут исполнять российское законодательство, то можно рассмотреть еще дополнительные технологические стимулы и даже экономические – ограничение на размещение рекламы. Так, при неисполнении российского законодательства в части оплаты штрафа, может быть введен, например, временный запрет на использование этих площадок для рекламы.

— Есть разные мнения — от полного неприятия контроля интернета до одобрения активной роли властей в плане регулирования. Какая позиция ближе вам? Стоит ли регулировать сеть или нужно, напротив, абстрагироваться?

— Я бы здесь придерживался золотой середины. Например, государство обязано защищать собственных граждан - пользователей. Если они страдают, их права нарушают, то законодатели и государство однозначно должны вмешиваться и восстанавливать справедливость.

У любого цивилизованного государства есть и обязанности по ограждению граждан от противоправной и деструктивной информации: рекламы наркотических средств, контента, пропагандирующего экстремизм, терроризм, насилие. Факт в том, что сегодня в России есть не так много правовых инструментов для того, чтобы бороться с транснациональными IT-компаниями. Соответственно законодатель ликвидирует существующие пробелы, чтобы государство имело возможность эффективно работать, исполнять свои конституционные обязанности при этом находясь в правовом поле.

Бизнес также может страдать от действий бигтеха. Например, стартапы, которые хотели бы присутствовать на аналогичных рынках, где представлен Google, имеют очевидные трудности в развитии. Этот техногигант уже не раз был уличен в том, что злоупотребляет своим доминирующим положением, например, приоритезирует сервисы своей экосистемы в ущерб продуктам конкурентов. А это ограничивает развитие более дешевых или более качественных сервисов.

Многие интернет-компании недовольны и тем, что самые востребованные и популярные маркетплейсы, контролируемые несколькими IT-гигантами, берут непрозрачную и необоснованную комиссию в размере 30%. В таких обстоятельствах бизнес тоже нуждается в защите.

Яркий пример из российской практики. Когда штрафовали Facebook и Twitter государство осознало, что штрафы юридически можно накладывать сколько угодно, но фактически же взыскать невозможно, так как у интернет-платформ нет юридического лица, представительства в России. Соответственно, с кого взыскивать штраф, на что в случае чего накладывать аресты, для того чтобы получить этот штраф? Ведь рассчитывать на добрую волю Facebook и Twitter, как показывает практика, практически не приходится.

Новости и материалы
Булыкин сравнил шансы «Зенита» и «Краснодара» в борьбе за титул РПЛ
США не будут вводить санкции против ЦАХАЛ, несмотря на нарушения прав человека в Палестине
Певица Жасмин показала фото со свадьбы сына, на которую потратили более 10 млн рублей
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Пьяный россиянин изнасиловал девятилетнюю девочку, пока ее матери не было дома
Политолог заявил о последствиях отказа ВСУ от танков Abrams
В ЦБ сообшили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
Все новости