Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Карякин стал сейчас символом России»

Карякин проиграл Карлсену на тай-брейке, не сумев стать чемпионом мира

Первый вице-президент Московской шахматной федерации, глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким в интервью «Газете.Ru» поделился своим мнением о тай-брейке матча за мировую шахматную корону, где российский претендент Сергей Карякин уступил норвежскому чемпиону мира Магнусу Карлсену, не сумев завоевать титул. Эксперт оценил вклад Карякина в развитие этого вида спорта в России, а также выразил уверенность в том, что в следующем противостоянии за звание чемпиона планеты Карлсену вновь предстоит сыграть с российским гроссмейстером.

Карякин — так же, как и Карлсен — был чемпионом мира по быстрым шахматам. Чем можно объяснить столь уверенную победу норвежца на тай-брейке?

— Просто это был матч, в котором сражались два титана, я бы даже сказал, два шахматных полубога, и у кого-то из них должен был быть чуть более хороший день. Возможно, что все сложилось бы иначе, играй они сегодня. Но вот именно вчера у Карлсена было чуть больше вдохновения, а Карякин не был в идеальной форме. Он, конечно, может играть лучше, агрессивнее, сильнее — просто накануне он не попал в «свой» день.

Стоит также отметить, что вчера у Магнуса был день рождения, ему исполнилось 26 лет. Многие гадали, как на нем это скажется — окрылит или будет сковывать, мешать игре. В данном случае праздник придал норвежцу воодушевление. Он играл почти весь тай-брейк очень сильно и по-чемпионски.

А в последней партии, ставшей решающей, в которой Сергею нужно было отыгрываться, — и он бы ее не проиграл, если бы это хоть что-то дало — завершивший встречу ход был, наверное, одним из самых красивых ходов в истории чемпионатов мира.

Это было очень красиво.

— В чем позитивные стороны этого матча для Карякина?

— В матче за шахматную корону Карякин показал себя выдающимся спортсменом, заслужил уважение всего мира: если раньше он был каким-то «непонятным русским», то теперь о нем пишут все, пишут в очень уважительных тонах, и пишут именно как о россиянине.

В каком-то смысле, он сейчас даже стал неким символом страны, интеллектуальным символом России, этаким двигателем «мягкой» силы.

— Много ли Сергей своим участием во встрече за корону сделал для развития шахмат в стране?

— Бесспорно, и в этом одна из самых главных его побед. Он уже очень много выиграл для развития этого вида спорта — как в мире, так и своем государстве. Столько, сколько он в этом веке для развития шахмат в стране сделал только один человек — Президент FIDE Кирсан Илюмжинов.

В России, пожалуй, только лет тридцать назад люди могли начинать день с вопроса о том, как сыграл какой-то шахматист, и вот сейчас происходило то же самое. Из-за разницы во времени все либо не спали, либо узнавали результат ранним утром «по факту» — последнее обстоятельство ничему не препятствовало. Была завоевана аудитория, которая не в курсе тонкостей перевода слона с b5 на с4 в испанской партии, не знает даже о существовании таковой. Они просто знали о том, что россиянин сражается за шахматную корону, и им этого было достаточно. На время Карякин стал национальной идеей — и это очень и очень сильное его персональное достижение.

Плюс — даже после матча он показал себя ответственным гражданином. Он сказал, что считает одной из своих миссий развитие шахмат в России, назвал Москву самым передовым городом в этом плане, предложил всему миру приезжать учиться и заверил, что лично будет контролировать все акции, которые связаны с шахматами среди детей, обещал всячески поддерживать проект «Шахматы в школе».

И это справедливо — шахматы развивают, дают некий интеллект человеку, и Карякин является лучшим примером этому.

— А что тогда можно сделать для поддержания этого ажиотажа, как не дать получившей правильный вектор развития игре сбиться с намеченного пути в нашей стране?

— Могу сказать, что сейчас у нас создалась идеальная ситуация для развития шахмат. Не только из-за того, что у нас есть выдающийся спортсмен, но и из-за возникновения синергии с государственной властью. В качестве примера скажу, что в Москве сейчас 750 школ, и мы внедрили проект «Шахматы в школах», согласно которому шахматы будут преподаваться как и любой другой урок. И с наступающего года уже в 220 школах будут преподаваться шахматы. Данный проект осуществляется совместно с Департаментом образования Москвы, также помогает в этом вопросе Департамент спорта столицы.

Мне кажется, что

наша главная задача — даже не столько вырастить великих спортсменов, сколько вырастить интеллектуальное, думающее поколение, которое будет готово к вызовам современной жизни, которое будет сначала думать, а потом уже делать.

— Многих удивило то, как качественно освещалась встреча за корону. Может ли это также каким-то образом поспособствовать этому самому развитию?

— Надо сказать, что организаторы матча в Нью-Йорке действительно показали себя крайне технологичными: трансляции поединка осуществлялись по самым последним технологиям, которые только используются на телевидении. Так, например, присутствовала возможность использования очков виртуальной реальности, с помощью которых можно было оказаться фактически на месте одного из шахматистов, это было очень здорово. И дальше это будет все больше и больше развиваться.

Глава компании — организатора матча Илья Мерензон рассказывал мне, что они, например, встречались с сестрами Вачовски, режиссерами «Матрицы», и их крайне заинтересовал вопрос, каким образом сейчас можно внедрять шахматы, как их можно показывать.

К прошедшему чемпионату мира не успели с ними сделать совместный проект, но, возможно, что к следующему Вачовски станут одними из партнеров.

Понятно, что шахматы существуют уже тысячелетия, и не нам менять их правила, однако как-то особенно подавать и показывать их можно. В Нью-Йорке, к примеру, все отмечали дизайнерское оформление, и мы знаем, что за всем этим стояла работа серьезных западных и российских дизайнеров, которые долго придумывали, как это должно выглядеть. В общем, красота и новейшие технологии — это то, какими должны быть современные шахматы.

— Некоторые эксперты отмечали, что неверно выявлять чемпиона мира в «быстрых шахматах» и в потенциальном «блице». Согласны ли вы с этим?

— Безусловно, нет. Шахматы же живут не для самих себя, они живут для зрителей, для людей, которые их смотрят, так что я совершенно не поддерживаю данные утверждения. Матч за корону смотрело огромное количество человек со всего мира, и большинство из них по факту не очень-то и разбирается в шахматах. Но эмоции, ощущения, динамика игры были для них крайне привлекательными.

То есть если мы считаем, что шахматы существуют для людей, то форматы «рапида» и «блица» вполне уместны.

— Вернемся непосредственно к самому матчу между россиянином и норвежцем. Чего, как вы считаете, не хватило претенденту для победы?

— На самом деле у меня есть ощущение, что в этом поединке ему просто так ни разу и не удалось выйти на пик формы — в противостоянии с Карлсеном у россиянина почти не было озарений.

Нет сомнений в том, что Сергей является безумно талантливым спортсменом, но вот именно в прошедшей встрече, к сожалению, этих взлетов, соприкосновений со вселенной у Карякина почти что не было. Поэтому так и получилось.

Все же для того, чтобы обыграть такого человека, как Магнус, нужно проявить какие-то сверхспособности, сверхумения.

— Россиянин в десятой партии, перед которой счет был в его пользу, сначала не увидел вариант форсированной ничьи вечным шахом, а затем и проиграл в эндшпиле. Это можно назвать ключевым моментом матча, роковой ошибкой?

— Возможно. Но мы ведь не знаем, как сложилась бы дальнейшая судьба игры при ином исходе в этой партии. Буддисты назвали бы это «кармой». Все-таки быть чемпионом мира — это судьба, место в истории человечества, портреты этих людей висят в школах, их единицы. В данном цикле это была не судьба Сергея, но это совершенно не значит, что в следующий раз у него не получится.

Мы с ним немного беседовали после матча, и я прекрасно понимаю, что он так это просто не оставит. Даже не сомневаюсь, что он снова доберется до матча с чемпионом мира и на этот раз, наверное, шанса своего уже не упустит.

— То есть вы считаете, что в следующем матче за шахматную корону соперником Карлсена вновь будет Карякин?

— Да, безусловно!

— Что бы вы могли посоветовать россиянину после проигранной встречи?

— Мне кажется, что Карякин — как человек с крайне устойчивой психикой — не нуждается в моих советах. Понятно, что идеальный вариант — отключить опцию по размышлению над тем, что ты не сделал, на некоторое время и съездить куда-то отдохнуть.

Но очевидно, что мои советы ему не нужны, так как более устойчивого и крепкого парня с точки зрения адаптации к тяжелым ситуациям я, честно говоря, никогда не встречал. Так что с ним все будет нормально, в этом не сомневаюсь! Плюс, с ним сейчас его супруга, она его в этом поддержит.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

Новости и материалы
Возлюбленная Гуфа ответила матом на вопросы о замужестве
В США призвали реформировать WADA
«Подхватила вирус в Дубае»: дочь Заворотнюк о самочувствии после болезни
Apple объявила дату новой презентации
Врачи рассказали о самочувствии американки с «маской Бэтмена» после первой операции
В Харькове произошел взрыв
Пригожин объяснил поведение Кологривого
В Москве десятилетний ребенок попал в больницу после наказания тренера
Мишустин заявил о росте доходов бюджета России
В РПЦ обвинил Эстонию в религиозном преследовании православия
Прозоров рассказал, что происходит в СБУ после покушения на него
В Госдуме выразили недоумение из-за разницы доходов россиян и платежей по ипотеке
Ученые разработали ИИ для спасения диких животных от машин
Двое мужчин выбросили беременную собаку с четвертого этажа в Сочи
Экс-советник президента Украины назвал число солдат-дезертиров ВСУ
АСТ приостановило продажу двух романов из предостережения прокуратуры
«Спартак» назвали явным фаворитом в дерби с ЦСКА
В Британии пообещали тратить на оборону больше всех в Европе
Все новости