«Глобальная цель – это формирование здоровой нации»

Как работает система обязательного медицинского страхования

В России ведется активная работа над повышением качества и доступности медпомощи в России, поэтому систему обязательного медицинского страхования ждут преобразования. О том, с какими вопросами чаще всего к страховщикам обращаются пациенты и почему у телемедицины хорошие перспективы, «Газете.Ru» рассказала генеральный директор «ВТБ Медицинское страхование» (входит в группу ВТБ) Елена Белоусенко.

- Какие изменения сейчас происходят в системе ОМС? В чем особенность политики регионов?

Система ОМС функционирует в нашей стране уже более двух десятков лет. Отрасль, как живой организм, постоянно развивается. В последние годы благодаря ОМС медицинская помощь стала более доступной, причем во всех регионах. Надо признать, что до 2013 года мы ощущали разницу от области к области — тарифы на одни и те же виды медицинской помощи, а также перечень услуг, которые предоставляются по территориальным программам госгарантий, были разными. С 2013 года действует единый подушевой финансовый норматив базовой программы ОМС. И эта экономическая модель направлена как раз на то, чтобы сократить межрегиональные различия.

Я разделяю подход, основанный на том, что различий между регионами быть не должно. Мы активно движемся к такому механизму, который будет учитывать численность населения каждого региона и коэффициенты по нему, равномерно распределять финансовые потоки и обеспечивать людей качественной медицинской помощью.

Пресс-служба ВТБ

- В чем заключается роль страховых компаний в системе ОМС?

Страховые компании обеспечивают граждан полисами ОМС, встают на защиту прав и интересов пациентов при получении бесплатной медицинской помощи. Информационное сопровождение обеспечивается на всех этапах: рассказываем, что дает полис ОМС, какими медицинскими услугами по ОМС можно пользоваться бесплатно, приглашаем на диспансеризацию и т.д. Кроме того, мы выступаем своеобразным адвокатом — контролируем качество медицинских услуг, проводим экспертизу оказанной помощи, защищаем права застрахованных, если они были нарушены. Мы работаем по принципу: хорошая страховая медицинская компания – это друг, консультант и защитник интересов человека в системе ОМС.

- Насколько важно, какая страховая компания выдает полис ОМС, если перечень медицинских услуг по госгарантиям одинаковый?

Действительно, независимо от того, в какой страховой медицинской компании был оформлен полис ОМС, человек получает одинаковый набор медуслуг, предусмотренный программой госгарантий. Тем не менее, разница, в какой компании клиент получает полис, есть. Более того, это очень важно.

От того, насколько быстро и профессионально специалисты компании ответят вам, проинформируют о ваших правах, проконсультируют о доступных вам медицинских услугах и в случае необходимости возьмут на себя роль посредника между вами и лечебным учреждением, встанут на защиту ваших интересов, зависит скорость и качество оказания вам необходимой помощи.

Поскольку практически всегда людям необходим ответ или помощь здесь и сейчас, то надо обращать внимание, например, на наличие круглосуточного колл-центра по всем регионам. Если гражданину по каким-то причинам не нравится, как работает страховщик, его можно сменить. Правда, раз в год.

- Ограничивают ли тарифы ОМС конкуренцию за пациента или в целом развитие системы медпомощи (часто мы слышим, что частные клиники не хотят работать по таким тарифам)? Считаете ли вы эти тарифы справедливыми?

Я уверена, что в медицине должна присутствовать здоровая конкуренция, это способствует развитию отрасли более быстрыми темпами. И неважно, какая это клиника — государственная или частная. Важно, что у людей есть выбор, в какое учреждение они могут обращаться за медицинской помощью по полису ОМС. Еще важно, чтобы эта помощь оказывалась быстро, качественно, бесплатно и в полном объёме.

Безусловно, частным клиникам участвовать в системе ОМС достаточно сложно, ведь тарифы в ней невысокие, а для частных медучреждений получение прибыли – один из ключевых факторов.

Что касается бесплатной медицины для граждан в государственных больницах или поликлиниках, то она ничем не уступает платным услугам в частных медцентрах. Пользуясь платной медицинской помощью, мы, как правило, платим за сервис – красивый интерьер, кожаный диван, отсутствие длительного ожидания и т.д. Это, конечно, тоже важно. Но само качество медицинской помощи по полисам ОМС ничем не хуже, а в некоторых случаях может быть даже лучше, чем лечение за деньги.

- Какое число застрахованных по ОМС обслуживается в вашей компании? По какому поводу к вам чаще всего обращаются?

На сегодняшний день в нашей компании по ОМС застраховано более 24 млн человек.
Только за первый квартал к нам поступило более 650 тысяч обращений, по сравнению с январем-мартом прошлого года прирост – 14%. Среди самых популярных тем обращений – условия предоставления того или иного вида медицинской помощи, обеспечение полисом обязательного медицинского страхования, а также качество работы медицинских учреждений. Это и взимание денег за медуслуги по программе ОМС, и жалобы на отказы в предоставлении услуг или претензии к качеству медицинской помощи. Правда, из общего числа жалоб обоснованными признаны 33% . По ним компания провела работу, споры урегулированы как в досудебном порядке, так и через суд.

- Насколько граждане стали лучше разбираться в своих правах в части оказания услуг по ОМС?

Общий уровень социальной грамотности россиян в сфере медицины, в том числе по ОМС, растет. Люди стали лучше разбираться в своих правах, знают, куда звонить, обращаться и направлять жалобы. Во многом это заслуга страховых медицинских компаний – мы научили их этому. Мы используем большое количество каналов информирования.

- Правительством поставлены амбициозные цели по реализации программы борьбы с онкозаболеваниями, и по диспансеризации, и по активному долголетию. Как участвуете в этих проектах?

Глобальная цель – это формирование здоровой нации, увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества. Сегодня абсолютно все участники рынка ОМС работают над решением задачи популяризации здорового образа жизни среди населения, профилактики и лечения заболеваний.

Страховые медицинские организации также играют важную роль в реализации государственных программ. К примеру, «ВТБ Медицинское страхование» уже несколько лет принимает участие в проекте «Диспансеризация». В прошлом году мы проинформировали более 5,5 млн человек о возможности ежегодного бесплатного прохождения профилактических мероприятий. Прогресс есть — в 2017 году диспансеризацию прошли почти 4 млн наших застрахованных. Кроме того, участвуем в программе по сопровождению онкобольных на территории Москвы. И государство взяло вопросы лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний под жесткий контроль.

- В прошлом году вы стали развивать еще одно направление – программы добровольного медицинского страхования (ДМС), в том числе с использованием телемедицины. А насколько такой вид помощи интересен застрахованным по ОМС?

Сейчас телемедицина активно развивается во многих странах, в том числе и в России. Вы скачиваете мобильное приложение и получаете доступ к онлайн-консультациям высококвалифицированных врачей из ведущих научных центров.

Телемедицина очень актуальна для людей, проживающих в отдаленных уголках нашей страны – в селах, деревнях, районных центрах. Ведь попасть к врачу высшей категории бывает трудно даже в мегаполисах, не говоря уже о небольших городах и населенных пунктах.

Также телемедицина востребована среди людей, которые следят за здоровьем, но по разным причинам не могут приехать в поликлинику. Например, если до лечебного учреждения далеко или неудобно добираться, или не с кем оставить дома маленького ребенка, а брать его с собой туда, где он может контактировать с больными людьми, совершенно не хочется.
Также возможность связаться с врачом и быстро получить консультацию в онлайн-режиме очень полезна, если у человека есть сомнения, нужно ли вызвать скорую помощь или лучше прийти на прием к врачу. Или если нужно уточнить, как правильно принимать назначенное лекарство.

В общем, ситуаций, когда телемедицина действительно незаменима, множество. Сейчас у нас такими технологиями можно пользоваться по полису ДМС. Телемедицина – продукт новый и интересен нашим клиентам. Люди приходят оформить полис ОМС, а в качестве дополнения к нему приобретают продукт ДМС. А мы, со своей стороны, постоянно работаем над реализацией тех проектов, которые помогут полностью удовлетворить все ожидания и запросы наших клиентов.