«Они только выиграли от того, что вошли в состав Москвы»

Как развиваются новые московские территории, рассказал «Газете.Ru» глава департамента Владимир Жидкин

Почему не хватает земли в Новой Москве, откуда ее планируется взять, что представляют собой инфраструктурный и транспортный каркасы присоединенных территорий и как не повезло подмосковному короеду, рассказал «Газете.Ru» руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

«На новых территориях вся земля частная»

— Владимир Федорович, на недавнем совещании в кабинете министров мэр столицы сообщил, что в Новой Москве практически нет земли для региональных нужд. И если ничего не изменится, активно начавшееся развитие территории остановится уже через два года. Как такое получилось, ведь изначально ставилась цель разгрузить Старую Москву за счет присоединения огромных незастроенных территорий?

— На сегодняшний день проблема заключается в том, что основная часть земельных участков на новых территориях находится в частной собственности. Кроме того, есть 10 тыс. га земли, на которых расположены федеральные ГУПы (сельхозпредприятия РАН). Безусловно, частные земли также будут развиваться в соответствии с принятыми градостроительными решениями. Но при этом для города было бы важно иметь в резерве участки для объектов регионального значения и для будущего планирования и развития в целом.

Поэтому мэр и обратился в правительство РФ с просьбой о передаче городу сельскохозяйственных ФГУПов.

Учитывая, что они находятся на территории города и занимают треть всех свободных земельных участков, Москва должна совместно с этими предприятиями строить стратегический план будущего развития. В правительстве эта просьба была встречена с пониманием, и сейчас решаются процедурные вопросы.

— Что еще кроме дефицита земли мешает активному развитию новых территорий?

— Сегодня нам очень недостает действенной системы государственно-частного партнерства при реализации крупных проектов. Системы, при которой инвесторы могли бы направлять свои средства на развитие инфраструктуры. Сегодня инвесторы кроме жилья строят социальные объекты и готовы участвовать в развитии транспортной инфраструктуры, как это происходит во всех мегаполисах мира. Нормальные дороги увеличивают капитализацию объектов, стоимость жилья.

— И за чем же дело стало?

— Сейчас, когда инвесторы строят такие объекты, передавая городу, они платят налоги.

Надо изменить действующую систему, при которой собственники могут реализовывать свои проекты, а город должен строить им дороги.

В Старой Москве, где земля городская, дороги и инженерные сети строятся на средства, вырученные от ее продажи. На новых территориях вся земля частная. И где взять средства на строительство инфраструктуры, для которого требуется 1 трлн руб. до 2035 года? Поэтому мы и хотим строить дороги и инженерные коммуникации совместно с инвесторами, а для этого нужна утвержденная на федеральном уровне форма соглашения, позволяющая их участие.

— Как же тогда сейчас без решенных земельных и финансовых проблем идет строительство транспортного каркаса? Сроки срываются?

— На нынешнем этапе финансовых проблем нет и Адресная инвестиционная программа реализуется в сроки. Что касается земли, то действительно вся она находится в чьей-то собственности. Но здесь действует механизм нового федерального закона №43, который определяет формат взаимодействия власти и собственника участка о передаче его под строительство путем выкупа по рыночной цене.

— То есть повсеместно придется выкупать землю, в том числе у протестующих против этого граждан. Это очень дорого обходится?

— По разному, где-то дороже, где-то дешевле. Все зависит от расположения, расстояния. Есть случаи, когда инвесторы готовы предоставить свои участки безвозмездно. Физических лиц в этом процессе практически нет.

Транспортный каркас проходит по незастроенным полям, которые принадлежат юридическим лицам. Так что протестов не ожидается.

«Китайские инвесторы рассматриваются как вариант»

— А как учитывается мнение граждан при строительстве дорог, когда, например, инициативная группа предлагает альтернативные проекты для своего поселения?

— Это не та форма. Предложения граждан принимаются во время публичных слушаний по проекту той или иной дороги. Мы должны сами спроектировать транспортный каркас, рассчитав его по транспортным потокам, с учетом развития всей территории. А то так каждая деревня придет — «давайте тут дорогу построим».

— Что представляет собой транспортный каркас Новой Москвы?

— Этот каркас включает в себя три линии метрополитена, железнодорожное сообщение по Киевскому и Курскому направлениям, а также сеть автомобильных дорог.

Улично-дорожная сеть будет состоять из основных магистральных трасс — Киевское, Калужское, Боровское шоссе, МКАД, ЦКАД — и многочисленных хордовых соединений, дублирующих основные магистрали. Уже в этом году начнется реконструкция Калужского шоссе и проходящего по нашей территории участка ЦКАД. Помимо этого к 2018 году планируется реконструировать и построить еще 13 автодорог общей протяженностью 134,8 км. Все они будут иметь минимум четыре полосы и обеспечивать возможность полноценного движения общественного транспорта.

На Киевском направлении МЖД планируется строительство третьего и четвертого главных путей, а также второго главного пути на участке Лесной городок — Внуково. Все расчеты показывают необходимость развития железнодорожной связи с аэропортом, в том числе новая ветка поможет снизить нагрузку на основные автомагистрали.

В 2014–2015 году будет введен в эксплуатацию участок Сокольнической линии метро от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево». Станция «Румянцево» будет введена уже в этом году и станет первой на территории Новой Москвы. Срок сдачи в эксплуатацию участка Калининско-Солнцевской линии от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» — 2017 год. Перспективная линия метро в район Коммунарки (улица Новаторов — Столбово) сейчас в процессе разработки.

— Это та ветка, которую должны строить китайцы? Так они ничего не откладывают в долгий ящик.

— Участие китайских инвесторов рассматривается пока всего лишь как вариант,

есть только договоренность о возможности сотрудничества. Во время визита мэра в Китай был подписан некий протокол о намерениях. Предстоит провести еще не одну встречу с тем, чтобы определить взаимовыгодный интерес: все ли в проекте устраивает с точки зрения экономической эффективности как правительство Москвы, так и китайскую сторону.

«Социальные объекты строятся силами инвесторов»

— А существует аналогичный транспортному инфраструктурный каркас Новой Москвы?

— До конца года мы должны утвердить территориальную схему, которая ляжет в основу разработки программ по энерго-, газо- и теплоснабжению территории. Если говорить об энергоснабжении, то надо строить высоковольтные линии 500 кВт, питающие центры 500 кВт. А также развивать линии 220 кВт, чтобы обеспечить от них электроэнергией строительство новых объектов. Необходимо также проводить реконструкцию имеющих ограничения по поставке газа газораспределительных станций. Эти проекты войдут в инвестиционные программы «Газпрома», Федеральной электросетевой компании, МОЭСК.

Социальные объекты строятся силами инвесторов. Мы везде скорректировали проекты, чтобы при новом строительстве социалка не отставала от строительства жилья. А в уже существующей жилой застройке недостаток инфраструктуры ликвидируется за счет городского бюджета. Сейчас нашим департаментом проектируется 30 социальных объектов — пожарные депо, школы, детсады, медучреждения, строительство которых начнется в этом и следующем году. Нигде не должно остаться «белых пятен».

— А «зеленые пятна» при таком бурном развитии останутся? Будет ли защищена природа Новой Москвы?

— Исторически сложившийся природный каркас нарушен не будет. На территории Новой Москвы более 70 тыс. га лесов, и все они будут сохранены. Другое дело, что сегодня он сам по себе требует большого внимания — обслуживания, очистки. Работа по приведению в порядок лесов началась сразу, ведется строительство пожарных подъездов, расчистка пожарных прудов. Сегодня лес в буквальном смысле слова съедает жук-короед.

В Старой Москве все городские парки обработаны от короеда, и также мы будем поступать на новых территориях. Так что они только выиграли от того, что вошли в состав Москвы.

Есть большая программа по созданию парков и других рекреационных территорий, учитывающая и исторически сложившиеся, и перспективные зоны отдыха. Мы направили обращение во все муниципальные образования и на основе их предложений сформировали перечень из 83 парковых зон. Первые три такие зоны уже созданы. Это «Красная пахра» (пос. Краснопахорское), «Сосны» (пос. Новофедоровское) и Ручеек (пос. Марушкинское).