«По сути, нас сделали безликими»

В столице демонтируют не соответствующие генеральной художественной концепции вывески

__is_photorep_included6185141: 1
В центре Москвы идет массовая замена вывесок на «соответствующие новым правилам и архитектурно-художественным концепциям». Под новые правила уже попали знаковые заведения «Жан-Жак», «Джон Донн» и «Дети райка». Владельцы заведений начали исполнять требования мэрии после того, как, по истечении отведенных на замену сроков, их стали штрафовать, а сами конструкции — принудительно демонтировать.

Масштабная замена вывесок на магазинах, кафе и прочих заведениях началась в рамках реализации постановления городского правительства №902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве», принятого еще 25 декабря 2013 года. Этот документ определяет новые требованиям по размещению, содержанию и типу информационных конструкций. Постановление предусматривает замену разномастных, неуместных и зачастую закрывающих исторические фасады зданий вывесок на конструкции, не превышающие разумных размеров и выдержанные в одном стиле.

Согласно решению правительства Москвы, подлежат демонтажу вывески, расположенные на крышах зданий, выше линии второго этажа жилых домов, более 15 м длиной или площадью более 10 кв. м, использующие баннерные ткани, мигающие элементы, отдельно стоящие конструкции – штендеры и некоторые другие.

Среди первых заведений, лишившихся привычного фасада, бары «Жан-Жак» и »Джон Донн» на Никитском бульваре, а также расположенное неподалеку кафе «Дети райка». Сотрудники этих заведений в неофициальной беседе признаются, что еще не ясно, что и как они должны демонтировать. «Не знаем, какие элементы мы точно должны снять. Уведомление городской инспекции сообщает нам, что не все наши элементы соответствуют новому дизайн-коду.

Мы сняли полностью фасад, но, как выяснилось, это было несколько опрометчивое решение: мы должны были убрать только вывеску.

Сейчас уточняем этот вопрос, дозваниваемся в московскую инспекцию и ждем инспектора, который придет и все разъяснит», — сообщил «Газете.Ru» сотрудник «Детей райка».

В «Жан-Жаке» переживают по поводу потери «лица»: «По сути, нас сделали безликими. Понятно, что что-то должно быть одинаковым — шрифт, расположение... Должны быть какие-то определенные рамки и границы, но допускать полное отсутствие рекламы неправильно. И все это достаточно дорого. Мы недавно повесили рекламу, но получилось, что зря выкинули деньги. А раньше реклама соответствовала принятым нормам, пока не появилась новая художественная норма. До этого к нам никаких претензий не было».

Официально в «Детях райка» отказались комментировать ситуацию с вывесками. А в управляющей компании TableTalk, которая развивает ресторанные проекты «Жан-Жак», «Джон Донн» и «Шардам», пояснили, что их заведения работают и ждут посетителей. «Мы продолжаем работать в нормальном режиме — по-прежнему ждем всех ужинать, пить кофе и вино, — рассказала Анастасия Вергазова, представитель УК TableTalk. — Фасады «Жан-Жака» и «Джона Донна» на Никитской меняются в соответствии с новыми требованиями города, разработанными с участием Артемия Лебедева. Процесс устроен следующим образом: Москомархитектура разрабатывает визуальные решения, департамент рекламы просматривает городские фасады на соответствие, а Объединение административно-технических инспекций уполномочено выписывать предписания, следить за выполнением, выписывать штрафы и проводить принудительный демонтаж. Ресторану присылается предписание с указанием сроков смены фасадов, если они не делают этого в предписанные сроки, фасад демонтируется принудительно. Фасады уже обновлены в «Жан-Жаках» в Лубянском проезде, на Маросейке и Таганке; после Никитской изменится фасад кафе на Цветном бульваре».

Впрочем, к массовой замене вывесок привело не само постановление правительства Москвы, а меры, последовавшие за окончанием срока его реализации внутри Садового кольца.

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе столичного Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ), согласно постановлению, вывески должны либо отвечать новым правилам, либо соответствовать разработанным Москомархитектурой архитектурно-художественным концепциям. Таковые уже есть для 117 улиц, в том числе для Арбата, Знаменки, Никольской, Никитской, Каретного Ряда.

Получать разрешение на размещение вывески, как это было раньше, не надо. Обращаться за согласованием в Москомархитектуру следует лишь в случае, когда владелец предлагает собственный дизайн-проект (например, если особенности фасада не позволяют выполнить требования Правил).

В 902-м постановлении установлены и сроки его реализации: до 1 января 2015 года – в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца и до 1 июля 2016 года – на остальной территории города.

В пределах внешних границ Садового кольца привести все вывески в соответствие с новыми Правилами их владельцы должны были до 1 мая 2014 года. А в соответствие с архитектурно-художественными концепциями – в течение двух месяцев со дня утверждения концепций.

Ранее (в марте-апреле) ОАТИ провело инвентаризацию вывесок в пределах внешних границ Садового кольца (без учета «концептуальных» улиц) и обнаружило, что из 3680 информационных конструкций соответствуют Правилам или имеют действующие разрешения только 969.

В 563 случаях владельцев установить не удалось (из-за обезличенных вывесок «Цветы», «Продукты», «Адвокат»). По остальным 2148 конструкциям владельцам были выданы предписания на приведение их в порядок в срок до 1 мая 2014 года.

А поскольку этого не произошло, ОАТИ начало выдавать предписания на принудительный демонтаж вывесок и отслеживать их исполнение. За особо «непонятливых» это поручили делать департаменту СМИ и рекламы (с последующим выставлением счета) силами подрядных организаций.

На «концептуальных» улицах находятся еще 3769 информационных конструкций, из которых только 920 соответствуют концепции. Остальные также начали получать в июле-августе предписания, а следом – уведомления о принудительном демонтаже.

В настоящий момент, по данным, предоставленным ОАТИ, «в результате принятых мер демонтировано или приведено в соответствие 3169 конструкций».

Из них приведено в порядок собственными силами владельцев 1542 конструкции, принудительно демонтировано департаментом СМИ и рекламы города 1627. После демонтажа вывесок владельцы зданий получают предписания восстановить фасады. В первую очередь «отрабатываются» улицы, входящие в пешеходные зоны (Покровка, Маросейка, Пятницкая и Забелина).

Очень кстати оказалась и вступившая в силу с 30 мая 2014 года новая статья 8.6.1 городского Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая в том числе ответственность за нарушение требований к размещению информационных конструкций.

Санкции по этой статье предусматривают штраф до 500 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. – для должностных лиц. Предпринимателей это, судя по всему, подстегнуло, так как в итоге число выполняемых предписаний выросло в 10 раз по сравнению с реализованным в прошлом году пилотным проектом. (Этот проект проводился на 11 улицах, для которых были разработаны архитектурно-художественные концепции).

Тем не менее к началу августа уже было наложено штрафов на сумму около 7 млн руб., в основном за повторное размещение вывесок после проведенного департаментом СМИ и рекламы принудительного демонтажа. К примеру, ООО «ЯМ Ресторанс Раша» по адресу Пушкинская площадь, д. 5, был наказан за нарушение запрета на использование баннерной ткани, а ООО «Белые Облака» по адресу ул. Покровка, д. 4, — за повторное размещение конструкций.

Бороться с разномастными вывесками (в основном на исторических зданиях) городские власти начали давно.

Еще в 2002 году в московский закон «Об охране исторического наследия» была внесена норма, обязывающая владельцев вывесок обеспечивать неизменность облика и интерьера исторического объекта. Летом 2007 года Мосгордума предложила законодательную инициативу о поправках в федеральный закон о рекламе, запрещающих установку рекламных конструкций на объектах культурного наследия и в непосредственной близости от них, а также ограничивающих размещение информационных вывесок. Еще два года спустя в Госдуму был внесен законопроект, регламентирующий в том числе размещение на исторических зданиях вывесок органов власти и организаций: их нельзя размещать выше первого этажа памятника, а также входящего в ансамбль строения. Но на все это до сих пор вообще никто не реагировал.

А самой громкой в столице стала история со снятием пять лет назад вывески с шашлычной «Антисоветская» на Ленинградском проспекте. Это событие приобрело куда более широкую огласку, чем состоявшееся незадолго до этого открытие самого заведения. На демонтаже «оскорбляющей чувства ветеранов» вывески настоял тогдашний префект Северного округа Олег Митволь.