Просьба освободить депо

«Архнадзор» при поддержке прокуратуры добился отмены сноса Кругового депо Николаевской железной дороги

Транспортная прокуратура остановила снос памятника архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги, оказавшегося помехой для прокладки новых путей. В мэрии говорят, что РЖД действует в рамках утвержденного проекта и памятник не пострадает.

В Москве транспортная прокуратура остановила работы по сносу памятника промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги в районе трех вокзалов, сообщили в общественном движении «Ахнадзор». В правоохранительные органы обратился сам «Архнадзор», поскольку разрушение объекта культурного наследия является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 243 Уголовного кодекса.

«На месте вчера не было обнаружено никаких документов, разрешающих производство работ, — рассказал «Газете.Ru» координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. — Не было в прорабской ни ордера административно-технических инспекций, ни разрешения Мосгорстройнадзора, ни разрешения Мосгорнаследия (департамент культурного наследия столицы. — «Газета.Ru»). В наличии оказалось только разрешение на производство работ до границы охраны памятника».

Подрядчик работ — ООО «Эпоха Возрождения» — подтвердил эту информацию (заказчиком выступает ОАО РЖД). Как рассказал «Газете.Ru» исполнительный директор компании Сергей Разумеев, подрядчик получил предписание прокуратуры приостановить работу и предоставить надзорному органу необходимые документы, что и будет сделано. «Если будут какие-то недоразумения, будем их исправлять, — отметил он. — Мы считаем, что делаем правильное дело. И есть сторонники того, чтобы были новые железнодорожные пути и город жил нормальной жизнью. Но есть и другое мнение, на котором можно бесконечно пиариться».

Первое паровозное депо в Москве, построенное в середине XIX века, оказались помехой для строительства новых железнодорожных веток рядом с Ленинградским вокзалом.

Круговое депо

Памятник промышленной архитектуры Круговое депо Николаевской железной дороги — одно из старинных паровозных депо Москвы, спроектированное в середине XIX века Константином Тоном. Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Круговые депо, спроектированные Тоном, были приняты образцом не только в России, но и за рубежом. Впоследствии депо по подобным проектам строились в Европе и США.

В связи с планами по расширению главного пути появился проект сноса, основной этап реализации которого уже начался. Как рассказал «Газете.Ru» координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, работы по демонтажу велись с зимы, но они не касались элементов, охраняемых законодательством о культурном наследии. «До сих пор разбирались более поздние постройки, расчищалась основа — древнейшее железнодорожное сооружение работы выдающегося архитектора Константина Тона 1849 года, — рассказал он. — Но сейчас работы перешли границы дозволенного здравым смыслом. И начался стремительный снос сводов семи секций депо». Впрочем, скелет здания — разделявшие паровозные стойла между собой несущие арки и внешние стены — пока целы, что делает ситуацию обратимой, отмечают градозащитники.

Как объясняют в самом ОАО РЖД, занятая зданием паровозного депо территория необходима для строительства дополнительного главного пути на участке Москва — Крюково Октябрьской железной дороги, который позволит обеспечить перевозку большего количества пассажиров на этом направлении и в особенности из Москвы в Санкт-Петербург. В ноябре 2011 года компания попросила Москомнаследие исключить депо из реестра объектов культурного наследия столицы.

По словам главы ОАО РЖД Владимира Якунина, сохранить здание в первозданном облике невозможно из-за повреждения поясного кольца стены, и оно будет разрушаться в дальнейшем, что повлечет угрозу безопасности жизни, здоровья граждан и безопасности движения поездов.

«Здание депо формально числится как выявленный объект культурного наследия, но по факту таковым не является. Во-первых, контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века, оно было надстроено третьим этажом без проекта и учета архитектуры строительства. Внутренние помещения также неоднократно перепланировались. Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества. Во-вторых, фасад со стороны Ленинградского вокзала укреплен подпорной стенкой из силикатного кирпича», — написал в своем блоге Якунин.

Впрочем, на тот момент департамент культурного наследия Москвы согласился с заключением государственной историко-культурной экспертизы, проведенной под руководством заместителя гендиректора Музеев московского Кремля Андреем Баталовым, о признании Кругового депо объектом культурного наследия. Согласно распоряжению № 165, которое Мосгорнаследие выпустило 1 декабря 2011 года, в соответствии с актом экспертизы ценностью обладает не отдельная часть депо, а все здание целиком. «Это памятник XIX века, который понятно как реставрировать. Это сооружение понесло некоторые потери из-за варварского обращения в советское время. Защита Кругового депо необходима в первую очередь как защита истории развития железной дороги», — выразил тогда свою точку зрения Баталов.

Однако 25 апреля 2013 года Мосгорнаследие выдало ОАО РЖД разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному использованию выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым фактически санкционировано разрушение 40% объема памятника.

В рамках проекта реставрации и приспособления к современному использованию Кругового депо велись пока только «первоочередные противоаварийные мероприятия», объяснили в пресс-службе компании. А сам проект согласован департаментом культурного наследия. «Проект предусматривает расчистку объекта от пристроек позднего периода и воссоздание утраченных исторических элементов, в частности, предполагается восстановить каменный цоколь здания в первозданном историческом облике. Одна из задач реконструкции — это приспособление здания для современного использования, а также обеспечение нормативного безопасного расстояния от объекта культурного наследия до железнодорожных путей», — рассказал представитель пресс-службы.

По его словам, рассматривались и иные варианты реконструкции Кругового депо, в том числе и перемещение здания. Однако был сделан вывод, что «горизонтальное или вертикальное перемещение многократно перестроенного объекта культурного наследия, утратившего первоначальную систему конструктивных связей, приведет к его полному разрушению». Поэтому от этого варианта было решено отказаться в пользу «сохранения здания депо, а вместе с ним и градостроительного ансамбля и водонапорной башни».

Как сообщил во вторник журналистам глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, ОАО РЖД действует в рамках проекта, который был утвержден градостроительно-земельной комиссией (ГЗК) в сентябре прошлого года. По словам Кибовского, ГЗК рассматривала четыре варианта реконструкции, и самому ему больше импонировал вариант, при котором памятник был бы поднят на 8 метров над землей. Однако реставраторы объяснили невозможность реализации такого проекта — здание может просто рассыпаться. В итоге ГЗК остановилась на нынешнем варианте, при котором разбираются 9 секций памятника (из 22). Внутри разрезанного депо пускаются поезда, а пассажиры смогут увидеть памятник изнутри.

По оценке Кибовского, это вполне европейский проект, необходимый не только РЖД, но и городу. В Европе также частично или полностью сносятся объекты промышленной архитектуры, если они мешают транспортным коридорам. Что до уникальности Кругового депо, то, по словам главы Мосгорнаследия, точно такие же здания по проекту Тона были построены в Санкт-Петербурге и Твери. И их состояние гораздо лучше, чем у давно потерявшего купол московского памятника.

По мнению независимых экспертов, и Круговое, и разрушенное ранее Веерное депо — ценнейшие образцы промышленной архитектуры XIX века, и сомневаться в их исторической значимости могут лишь люди, далекие от культуры.

«Депо расположено не в километрах от вокзала, а является частью вокзального комплекса, — заявил «Газете.Ru» искусствовед, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Все это визуальные следы железнодорожной архитектуры — огромного явления в истории культуры и архитектуры. Гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-путейщики конца XIX — начала XX веков оставили после себя множество достижений и даже шедевров, которые сейчас бездумно уничтожаются».

Для решения проблемы расширения железной дороги совсем не обязательно уничтожать депо, считает Клименко. Прежде всего необходимо создать комиссию с участием независимых экспертов и специалистов-транспортников, которая рассмотрела бы альтернативные варианты прокладки железнодорожного пути, а также возможности использования здания самого депо в качестве дополнительного вокзального павильона. «Это не такая уж неразрешимая проблема, главное — грамотно подойти к делу, — считает эксперт. — И не обязательно, чтобы пути шли прямо до здания Ленинградского вокзала. Депо — очень высокое и обширное сооружение, в нем можно организовать филиал вокзала, сделав удобные выходы и разгрузив основное здание. Так делается во всем мире».

В «Архнадзоре» считают, что позволившее «продавить» этот проект правительство Москвы просто не справилось с задачей сохранения культурного наследия.

«Круговое депо является выявленным памятником, который так и не дождался решения мэра об отнесении к памятнику регионального значения, — считает Рахматуллин. — Надо было настаивать на проектировании альтернативного варианта прокладки путей и сохранения предмета охраны, который включает полный периметр здания. Вместо этого состоялась некая договоренность, и был согласован проект уничтожения почти половины памятника, да еще под маркой реставрации». По словам Рахматуллина, можно говорить «о преференциях для федеральных застройщиков», среди которых Дом Волконского, реконструируемый с чудовищными нарушениями, и вертолетная площадка в Кремле.