СПЗ взамен рублей

Минтранс предлагает в два раза повысить компенсации пострадавшим и родственникам погибших в авиакатастрофах

Министерство транспорта России предложило более чем в два раза увеличить максимальные компенсации пострадавшим и родственникам погибших в авиакатастрофах. Изменятся также выплаты за задержки вылетов. Разработанный законопроект вводит поправки в Воздушный кодекс, приводя его в соответствие с Монреальской конвенцией, которую Россия планирует вскоре ратифицировать.

На сайте Министерства транспорта России размещен проект поправок в Воздушный кодекс, которые меняют сумму компенсаций за травмы и гибель авиапассажиров. Разработчики говорят в пояснительной записке, что законопроект приводит Воздушный кодекс России в соответствие с Монреальской конвенцией, предусматривающей унификацию некоторых правил международных воздушных перевозок. Россия еще не присоединилась к этому документу. Ранее сообщалось, что Минтранс внесет в правительство законопроект о ратификации Монреальской конвенции в ноябре 2012 года. Сейчас к конвенции присоединились 103 государства.

Поправки Минтранса в числе прочего корректируют понятие перевозки пассажиров и грузов, осуществляемой несколькими последовательными перевозчиками: вводится термин индивидуального перевозочного документа (то есть билета), разрешается применение электронной формы грузовой накладной (технология e-freight), а также изменяется перечень прав грузоотправителя.

Для авиапассажиров более актуальными являются пункты, касающиеся компенсаций.

В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что сейчас есть существенные различия в размерах гражданско-правовой ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, их имуществу и перевозимым грузам. В настоящее время Воздушный кодекс обязывает авиакомпании выплатить в случае гибели пассажира 2 млн рублей, а в случае причинения травм — сумму, не более 2 млн рублей. В Монреальской конвенции установлен другой подход к определению размера компенсаций.

Конвенция привязывает компенсации к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ), которые имеют свой курс на основе корзины из четырех ведущих валют — доллара, евро, иены и фунта стерлингов.

Поправки в Воздушный кодекс меняют 2 млн рублей на 100 тысяч СПЗ — как это указано в конвенции. На 14 февраля курс одного СПЗ равен 1,52 доллара (45 рублей). Таким образом, компенсация за гибель пассажира будет составлять примерно 4,5 млн рублей вне зависимости от вины перевозчика.

Такая же сумма — 100 тыс. СПЗ — указана в качестве максимальной компенсации за причиненный пассажиру вред. Если же сумма компенсации будет выше, то перевозчик имеет право доказать в суде свою невиновность.

По новым правилам будут рассчитываться и размеры компенсаций за утрату, недостачу, повреждение багажа или ручной клади.

Она должна будет определяться в размере стоимости вещей, но не более 1000 СПЗ (45 тыс. рублей). Сейчас за испорченный багаж при авиаперевозке в России пассажир может получить сумму, не превышающую 600 рублей за килограмм груза. За поврежденную ручную кладь авиакомпании обязаны вернуть клиенту компенсацию, равную ее стоимости, а в случае невозможности ее установления — компенсацию в размере не более 11 тыс. рублей.

Изменения коснулись и компенсаций за задержку рейса.

Сейчас Воздушный кодекс назначает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% стоимости полета. Монреальская конвенция предусматривает выплату за задержку пассажирам не более 4150 СПЗ (около 74 тыс. рублей), при перевозке грузов — не более 17 СПЗ (около 800 рублей) за 1 кг и не более 1 тыс. СПЗ (около 46 тыс. рублей) при задержке по доставке багажа.

«Я давно говорю об этих двойных стандартах, это сплошной обман — когда у нас выплачивают по два миллиона там, где пассажиры застрахованы по европейским стандартам на 12—14 миллионов рублей», — пояснил «Газете.Ru» адвокат Игорь Трунов, занимающийся делами о компенсациях пострадавшим авиапассажирам, а также о выплатах родственникам погибших. Он пояснил, что сейчас авиаперевозчики должны страховать самолеты по правилам Монреальской конвенции, если намереваются лететь над территорией стран, которые ратифицировали конвенцию. Причем самолет страхуется не на один рейс, а на год. Однако если с пассажирами этого борта что-то произойдет на территории России, то выплаты назначаются согласно российскому законодательству. «Даже до такого доходит: в судах стали секретить договор страхования, в котором указаны европейские цифры в 10 миллионов. Его опечатывают в отдельном конверте и берут со всех подписку о неразглашении информации вплоть до уголовной ответственности, а людям платят всего по 2 миллиона», — говорит Трунов.

По данным Aviation Safety Network, в России с 2007 года в результате инцидентов на воздушном транспорте погибли почти 300 человек.

Крушения самолетов в России происходят каждый год. 29 декабря 2012 года в столичном аэропорту Внуково разбился самолет Ту-204, пять человек погибли. В апреле 2012 года года после вылета из аэропорта Тюмени разбился ATR-72 авиакомпании UTair. Погибли 33 человека. В сентябре 2011 года под Ярославлем разбился Як-42 с хоккейной командой «Локомотив», погибли 44 человека. В том же году в Карелии рухнул Ту-134, в результате чего погибли 46 человек.