Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Отпускать от себя ребенка сейчас нельзя»

Как работают детские оздоровительные лагеря в России

В России нет системы подготовки и отбора вожатых, начальникам детских лагерей негде получить элементарную методическую и юридическую помощь, а сама организация детского отдыха отдана на откуп турфирмам. И массовые проверки лагерей, начавшиеся в стране, по мнению экспертов, мало чем помогут.

В России начались массовые проверки детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). На последовавшие один за другим случаи отравлений и гибели детей отреагировал президент, а вслед за ним Генпрокуратура и руководство МВД. Самое громкое ЧП произошло в лагере «Азов», где утонули шесть московских школьников и воспитатель, а еще трое взрослых, сопровождавших детей во время купания, оказались пьяны. Как выяснило следствие, место, выбранное ими, было непригодно для купания.

По мнению опрошенных «Газетой.Ru» начальников ДОЛ, все последние трагедии связаны с вопиющей некомпетентностью и безответственностью их коллег.

«Похоже, что в «Азове» были незнакомы с элементарными требованиями безопасности при организации детского отдыха», — считает начальник ДОЛ «Восход» РКК «Энергия» Инесса Панова. По ее словам, начальник лагеря должен был проинструктировать тех, на кого своим приказом возлагал ответственность за жизнь и здоровье детей: воспитатели не имели права купать детей за территорией лагеря.

Все погибшие в «Азове» дети учились в одной школе и в лагере, видимо, жили автономно. «Как правило, позволяют себе жить по собственной программе приезжающие в лагерь организованные группы со своими сопровождающими, — говорит директор Бужаниновской средней школы Сергиево-Посадского района Александр Никульцев, многие годы проработавший начальником ДОЛ. — Сейчас часто бывает так, что школы просто арендуют в лагере помещения». Правда, при этом должны составляться соответствующие документы. А поставленный на отряд учитель или тренер должен как минимум пройти инструктаж по технике безопасности.

Некомпетентность организаторов детского отдыха встречается сейчас очень часто, считают эксперты. Тем не менее инициированная главой МВД массовая проверка «организации работы и соблюдения прав несовершеннолетних в детских оздоровительных учреждениях» и требование в кратчайшие сроки отчитаться о «принятых мерах» вызывает у них раздражение. По их мнению, лагеря и без того «душат» бесконечными проверками. При этом, говорят директора, решение, например, Роспотребнадзора обжаловать невозможно.

Начальников детских лагерей надо заранее готовить к работе, а не подлавливать потом внеплановыми проверками, считает Панова.

По ее мнению, если бы отвечающие за детей чиновники хоть пару раз в год собирали начальников лагерей и доводили до их сведения новые требования и приказы, проблем было бы гораздо меньше. «Я работаю в лагере уже 11 лет и, конечно, многое знаю, но зарабатывала этот опыт, набивая шишки, — рассказала Панова. – Мне никто никогда не предложил помощь, проверяющие только выписывали предписания. Я их устраняла и делала выводы на будущее». По словам начальника ДОЛ, она бы с удовольствием поделилась опытом с менее подготовленными коллегами, но это никому не нужно. «Я не могу понять, почему начальники лагеря все время в тени, — говорит Панова. – У нас отдыхает по 300–350 детей за лето, но несущих на себе такую огромную ответственность людей никто не видит».

Сейчас, как говорят представители детских лагерей, государство полностью отстранилось от организации детского отдыха, отдав его на откуп турфирмам.

Санаторно-курортные объединения не только реализуют путевки, но и занимаются собственно организацией оздоровительных лагерей: выбирают базы (по принципу «как можно дешевле»), заключают договоры аренды с их директорами, потом ищут начальника лагеря — он разрабатывает программу и набирает штат.

При этом, отмечает Никульцев, такие базы чаще всего непригодны для полноценного детского отдыха. В них негде собрать детей, чтобы занять их в плохую погоду, жилые корпуса не соответствуют современным требованиям. Иногда количество кроватей не соответствует числу проданных путевок. Напрямую зависит от базы, на которой находится лагерь, и его безопасность. От того, сколько денег выделяется по смете, «можно заключать договоры с проверенными поставщиками, а можно искать где подешевле».

Коммерческие лагеря часто выбирают вариант «подешевле», государственных на сегодняшний день нет, а ведомственных с каждым годом становится все меньше и меньше: содержать их очень накладно. Поэтому благоустроенные лагеря давно выкуплены под круглогодичные базы отдыха, а чисто летние заброшены.

Открыть новый лагерь сейчас почти невозможно: на это требуются большие средства, а требования к ДОЛ за последние годы серьезно ужесточились. «Одна моя коллега много раз вывозила детей в палаточный лагерь на Волгу, – рассказал Никульцев. – И пройти все структуры ей каждый раз стоило много нервов. А в этом году открыть лагерь ей не позволили. С трудом получила разрешение на то, чтобы повести детей в поход».

Самыми безопасными на сегодняшний день являются немногочисленные ведомственные лагеря.

На предприятии обычно есть управление, занимающееся летним отдыхом детей. Здесь не только следят за материальной базой, но и хорошо знают всех своих детей и более-менее внимательно отбирают персонал. Но позволить себе такую роскошь могут только большие предприятия. При этом для семей «со стороны» купить путевку в такой лагерь нереально. «В этом году путевки, реализуемые не сотрудникам РКК «Энергия», стоили 26300 рублей, а соцстрах компенсирует только 5720 рублей, — рассказала Панова. – При этом лагерь все равно убыточный. Раньше была помощь со стороны государства, хоть дезинфекцию и дератизацию делали бесплатно.

Теперь мы еле выживаем, но с точки зрения государства мы коммерческая структура и должны за все платить. А государство — только проверять».

Не приходится мечтать о хороших ведомственных лагерях и детдомовцам или детям из многодетных семей, чей отдых оплачивает государство. «К нам приезжали из департамента соцзащиты — все им понравилось, кроме цены. Сказали, нет таких денег, — рассказала Панова. – Конечно, соцслужбы ищут где подешевле, заключают договоры с другими регионами. Но и качество там соответственное, а ответственность потом ложится на педколлектив».

Далек от идеала и педколлектив. «Зарплата в 9 тысяч рублей – это в лучшем случае подработка для студентов, — считает Панова. – Опытных педагогов трудно заинтересовать такими деньгами, и они предпочитают летом отдохнуть. При этом нет никакой разницы в оплате, в зависимости от того с кем приходится работать: трудные подростки, детдомовские дети – это все проблема вожатого. А у начальника ДОЛ даже нет возможности поощрить хорошего работника премией.

В итоге лагеря испытывают настоящий кадровый голод».

Отбор есть только в ведомственные лагеря, куда обычно «человека с улицы» не берут. По словам Пановой, она не возьмет на работу вожатого без рекомендации, а костяк коллектива, в том числе педагог-организатор и старший воспитатель, не меняются уже 11 лет. Но ведомственные лагеря – это исключение.

В южный лагерь, говорят эксперты, берут всех, «лишь бы только этот лагерь открыть». Но даже добросовестные вожатые не представляют, в чем заключается их работа.

«В идеале вожатых должны готовить в специальных школах, — считает Панова. – Но у нас даже в педвузах не учат студентов работать в летних лагерях. Быть аниматором, завести толпу легко. Но надо знать и техническую сторону: уметь оказать первую медицинскую помощь, помочь закомплексованному ребенку.

В реальных условиях, считает Никульцев, порядок в лагере зависит почти исключительно от личности его начальника. Именно он должен обеспечить твердую дисциплину, соблюдение правил, режим.

По мнению педиатра одной из подмосковных поликлиник, работающей в детских лагерях уже более 20 лет, именно человеческий фактор был и остается определяющим в работе детских лагерей.

По ее словам, многие вожатые приезжают в ДОЛ, чтобы отдохнуть и развлечься (зачастую даже совместно с подростками из старших отрядов), при этом дети предоставлены сами себе. «Был случай, когда девочка со слабой нервной системой, «доведенная» соседками по палате, побежала на пруд топиться, — рассказала врач. – К счастью, об этом стало известно, и мы с физкультурником кинулись вслед за ней. Когда же мы стали искать вожатых, то обнаружили их уединившимися в соседнем помещении».

Немногим лучше, по ее словам, смотрят за чужими детьми и женщины, приехавшие в лагерь вместе со своими детьми.

«Несколько лет назад у нас в лагере утонул ребенок, — рассказала врач. — Воды было по колено, но с мальчиком случился приступ эпилепсии. А вожатая в это время учила плавать своего пятилетнего сына. При этом о болезни ребенка ей было известно. В первый же день смены я под подпись передала ей сведения о состоянии здоровья каждого ее воспитанника». «Пьянство, аморалка и воровство – это три беды, которые в той или иной степени присутствуют повсеместно», — считает собеседница «Газеты.Ru».

«Если директор лагеря приезжала на смену с дамской сумочкой и уезжала домой с этой же сумочкой, то нарушений по кухне и отравлений практически не было, — рассказала врач.

– Если же для того, чтобы вывести «лишние» продукты, не хватало машины и приходилось использовать прицеп – нет сомнений, что в этом лагере были самые грубейшие нарушения санэпидрежима». Например, по ее словам, в детских учреждениях категорически запрещено готовить макароны по-флотски или блинчики с мясом. Но блюда с фаршем очень удобны для «экономии»: сколько в них положили мяса, проверить невозможно. С этими же целями соки и компоты не разливаются сразу по стаканам, а сливаются в чан, после чего разводятся водой.

Встречались и случаи откровенного воровства. Например, когда в меню, вывешенном в столовой, значилось картофельное пюре с салатом (что соответствовало действительности), а в документах для отчетности, которые приносили на подпись медику, – «картофельное пюре с курицей порционной». «Когда я пыталась возмутиться, директор отвечала мне, что скоро приедет СЭС — и эти куры пойдут на угощение проверяющим, — рассказала врач. – И возразить, кстати, было нечего.

Уезжая после теплого приема с большими сумками в руках, проверяющие, как правило, уже не вспоминали о том, что разделочные доски на кухне не промаркированы, а у половины вожатых нет медицинских книжек».

Впрочем, эти книжки, утверждает врач, по большей части липовые, а сотрудники не проходят никакого обследования. По ее словам, были случаи, когда директор, вручив ей стопку книжек, предлагал поставить где-нибудь печати, мотивируя это тем, что, если заставить это делать сам персонал, то некому будет работать. «Отпускать от себя ребенка сейчас ни в коем случае нельзя, — резюмировала педиатр. — Я всегда говорю об этом родителям, приходящим ко мне за справкой для лагеря. И советую не отправлять детей куда-либо дальше дневного школьного лагеря».

Новости и материалы
В России могут упростить покупку квартир с использованием маткапитала
МВД России объявило в розыск еще одного бывшего высшего чиновника Украины
Экс-генерал ВСУ признал, что западная помощь не поможет Украине сравнять силы с Россией
Названы самые вредные советы по финансовой грамотности из соцсетей
Менее половины российских семей потратили в 2023 году маткапитал на жилье
Мадуро заявил, что США готовят Гайану для нападения на Венесуэлу
ЦАХАЛ сообщил о поражении командного центра ХАМАС
Пожар на овощехранилище в Крыму потушен
ФСБ рассекретила свидетельства адъютанта Гитлера о плане Германии вместе с США воевать против СССР
Россиян предупредили о последствиях чрезмерного использования кондиционера в офисе
Шойгу отметил продвижение ВС РФ на Красноармейском направлении
В России в 2023 году открылось рекордное количество универмагов
В Сумах произошли повторные взрывы
На Украине повреждены энергетические объекты
Еще в трех городах Сумской области Украины выключили свет после взрыва
В Харькове вслед за Сумской областью возникли перебои со светом
Лавров заявил, что исход выборов в США не повлияет на их желание нанести поражение России
Все новости