Верховный суд (ВС) РФ принял постановление, согласно которому последней инстанцией для сотрудников Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ является не его председатель Александр Бастрыкин, а генеральный прокурор Юрий Чайка. Во вторник пресс-служба суда обнародовала текст надзорного определения уголовной коллегии ВС, из которой следует, что приказы генпрокурора являются обязательными для исполнения не только сотрудниками прокуратур, но и представителями СКП, в том числе и главой этого ведомства.
Точку в межведомственном конфликте, начавшемся с выделением СКП в отдельную структуру осенью 2007 года, поставил разбор о правомочности уголовного преследования районного следователя из Краснодара Романа Акимова, начавшегося в 2008 году.
Как следует из текста определения уголовной коллегии ВС, глава краевого следственного управления (СУ) СКП Александр Глущенко заподозрил своего подчиненного в мошенничестве (подробности в определении не сообщаются) и решил уволить его. Это решение опротестовала прокуратура.
В процессе судебных определений о наличии признаков состава преступления в действиях Акимова выяснилось, что законность назначения самого Глущенко находится под большим вопросом. В частности, 31 марта 2008 года генпрокурор Чайка подписал приказ № 393-к об отмене приказа председателя СКП Бастрыкина о назначении Глущенко на должность. Приказ генпрокурора, впрочем, так и не был выполнен.
В итоге прокуратура в ходе опротестования решений краснодарских судов о правомерности уголовного преследования следователя Акимова добралась до ВС. Тот, рассмотрев дело в надзорном порядке, определил: уголовное дело следует закрыть, поскольку возбудило его «ненадлежащее лицо», не имевшее на это права, то есть Глущенко. В определении представители ВС отметили, что «неисполнение приказа № 393-к отдельными должностными лицами не лишает его юридической силы».
Чтобы аргументировать свое решение, уголовная коллегия ВС, опираясь на текст Конституции РФ и федеральный закон, объяснила, почему Бастрыкин должен подчиняться Чайке. Несмотря на то что по представлению президента Совет федерации назначает на должность и генпрокурора, и председателя СКП, глава Следственного комитета должен выполнять приказы главного прокурора в соответствии со ст. 129 Конституции. Как следует из этой статьи, «прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору». Данный принцип, указала коллегия ВС, «закреплен и в ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре». «Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры, издает приказы, обязательные для исполнения всеми работниками органов», — говорится в тексте статьи. Причем обязательными к исполнению являются не только приказы, но и указания, распоряжения, положения и инструкции генерального прокурора. Следователи СКП, согласно ст. 54 того же закона, относятся к прокурорским работникам, а сам СКП, согласно ст. 11 и 20.1, является органом прокуратуры. Председатель же СКП — первый заместитель генпрокурора. Следовательно, юрисдикция генпрокурора распространяется на должностных лиц СКП, в том числе и его председателя.
Впрочем, уволить своего подчиненного Чайка все равно не сможет: снимать глав обоих ведомств с должностей может только Совет федерации по представлению президента.
Реакция прокуроров и следователей на решение ВС оказалась довольно предсказуемой. Источник «Газеты.Ru» в Генпрокуратуре сказал, что в ведомстве «все, конечно, довольны и теперь интересно, что будет дальше». «Никаких официальных комментариев от нас не будет. Все, что мы посчитаем нужным сказать, мы опубликуем на нашем сайте», — отрезали в пресс-службе СКП.
Эксперты считают, что конфликт между Генпрокуратурой и СКП фактически исчерпан, но дальнейшее развитие событий все равно зависит от Бастрыкина.
«При создании Следственного комитета в сентябре 2007 года планировалось, что это временное подразделение, которое со временем будет преобразовано в самостоятельную следственную структуру», — напомнил историю межведомственного конфликта генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Однако этого не произошло, и глава СКП Александр Бастрыкин, с одной стороны, формально оставался подчиненным Юрия Чайки, но, с другой стороны, вел себя «подчеркнуто независимо». Конфликт первых лиц прокурорского ведомства скрывался от посторонних глаз не слишком тщательно. «Чайка в ответ на самостоятельность главы СКП подвергал следователей довольно жесткой критике — в частности, не раз говорил о плохом качестве следствия. А последнюю коллегию Следственного комитета, где Бастрыкин отчитывался за проделанную в 2008 году работу, генпрокурор и вовсе проигнорировал, его даже не было в России», — отметил Мухин. По словам политолога, в конфликт недавно вмешивались первые лица государства: в феврале президент Медведев и премьер Путин встретились с Чайкой и Бастрыкиным, пытаясь их «помирить». Но вместо мировой отношения между ведомствами урегулировал суд.
«Решение Верховного суда, по сути, означает, что дальнейших поводов для конфликта между Генпрокуратурой и СКП не осталось», — считает Мухин.
Логическим продолжением этого решения должна стать отмена законодательной нормы, позволяющей главе СКП привлекать к ответственности генпрокурора «в случае неправомочных действий последнего», считает политолог. Поправка, дающая Бастрыкину потенциальную возможность завести дело против Чайки, была внесена в закон «О прокуратуре» вскоре после создания СКП. «Эта поправка и породила конфликт, который теперь исчерпан», — отмечает эксперт.
По мнению политолога, дальнейшее развитие событий будет зависеть от реакции Александра Бастрыкина, который «вряд ли смирится со своим подчиненным положением». «Последствия могут быть непредсказуемыми — например, полное отделение Следственного комитета и образование федеральной службы расследований, о которой не раз говорилось. И, кстати, Бастрыкин давал понять, что не прочь ее возглавить», — добавил Мухин.