Храмы тянут на себя

В Суздале идет тяжба из-за храмов, принадлежащих РПАЦ

,
Reuters
Во Владимирской области началось рассмотрение исков Росимущества к Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Поводом для судебных разбирательств стали 14 храмов, переданных РПАЦ в 90-е годы. Теперь ведомство хочет вернуть храмы государству. РПЦ считает, что государство действует правильно.

В Арбитражном суде Владимирской области началось рассмотрение исков территориального управления Росимущества к Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Поводом для них стали 14 храмов РПАЦ, которые Росимущество хочет вернуть государству.

Предварительные слушания по этим искам начались еще в апреле. И, как сообщил адвокат Сергей Моченов, защищающий интересы РПАЦ; сейчас разбирательства в судах идут непрерывно.


«Четыре судьи рассматривают ситуацию с 14 храмами, поэтому встречаемся мы все чуть ли не каждый день», — говорит Моченов. Но, по его словам, рассмотрение дел тормозит само Росимущество, «успевшее порядочно запятнать свой мундир». «Они передавали храмы в пользование РПАЦ в 1992 году, а сейчас ведут себя ужасно некрасиво – вся эта ситуация уже три месяца длится, а они до сих пор не подняли документы и не разобрались, кому они передавали эти храмы, — рассказал адвокат. — Тем более, в документах несколько неточно прописаны организации, которые получили в пользование эти объекты, но мы стараемся это устранить. А Росимущество так и продолжает копаться в своих документах. Даже судья уже сказала, что ведут они себя некрасиво: сами подали иск и сами же не могут разобраться с документами».

По словам Моченова, на данный момент в суде решаются два вопроса. Может ли Росимущество выступать как правообладатель, когда в документах до сих пор не разграничено, кому же действительно принадлежат храмы. И кто, собственно, является владельцем храмов.

«Суздальская епархия, по сути, выполняет лишь охранные функции, в то время как храмы находятся в пользовании у приходов, которые зарегистрированы по юридическому адресу и являются юридическим лицом», — говорит адвокат.

Проверки в храмах «суздальцев» начались в конце 2006 года. Незадолго до этого, говорят в РПАЦ, сюда стали часто наведываться сотрудники прокуратуры и Росимущества, и те, и другие интересовались сохранностью объектов культурного наследия, которые были переданы ей в безвозмездное пользование в 1990-х годах и якобы использовались не по назначению. «Прокуратура, например, интересовалась, в каком состоянии иконы. Обнаружилось, что двух не хватает. Но потом в милиции подтвердили, что эти иконы были украдены, и мы об этом заявляли», — констатирует управляющий делами архиерейского Синода РПАЦ архиепископ Федор.

В РПАЦ говорят, что сначала бывший в то время депутатом Павел Пожигайло направил полномочному представителю президента в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко письмо с просьбой провести проверку деятельности этой церкви. В итоге выяснилось, что свое время она не переоформила договора с Росохранкультуры, к тому же в каких-то документах церковь называется зарубежной, свободной, а не автономной. Это и стало формальным поводом для того, чтобы затеять тяжбу. «Нам сказали, что, владея этими храмами, мы ущемляем права Росимущества, — рассказал архиепископ Федор. — В свое время РПАЦ пришлось восстанавливать из руин переданные ей храмы, делалось все это на скромные средства прихожан». «Государство не давало нам не копейки», — заметил управляющий делами архиерейского Синода.

В марте 2008 года прихожане Автономной церкви обратились к губернатору Владимирской области Николаю Виноградову. «Ваш долг — не допустить того, чтобы наши храмы, наши святыни попали в руки «дельцов», которые хотят сделать из храмов источники дохода. Сделайте всё возможное, чтобы, как было в 30-е годы ХХ века, не произошло осквернение наших храмов и нас, жителей Суздаля, не лишили права пользоваться достоянием наших предков, которые выстроили эти церкви и которые мы после учиненного безбожниками разгрома восстановили, в которых молились наши родители, молимся мы и наши дети», — говорится в нем. В РПАЦ говорят, что им неоднократно предлагали «сменить начальство». В частности, с предложением войти в состав РПЦ к ним обращался архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. «Мы написали Евлогию свой ответ, где объяснили, почему и по каким церковным законам мы не можем соединиться с патриархией», — отмечают в РПАЦ.

В РПЦ считают, что РПАЦ должна расстаться с имуществом, так как не имеет на него никакого морального права, хотя в свое время и отремонтировала здания.

«Говорить о списке объектов церковного назначения, которые губернатор Владимирской области Николай Виноградов передал Владимирской епархии, мне сложно, но для меня является очевидным, что РПАЦ — новая религиозная организация. Напомню, что Русанцов уже неоднократно обвинялся в педофилии, но благодаря массированной кампании в свою защиту он — осужденный — добился отмены приговора. В свое время из-за нежелания переводить его из Суздаля он ушел от церкви, создав новое религиозное течение, имеющее все претензии на историческую связь с РПЦ. Но все они не могут быть чем-то подтверждены, а потому смехотворны. Русанцов — самый обычный конфликтный человек, чья история отягощена серьезными историями морального плана. Его религиозное новообразование вряд ли может претендовать на эти храмы. Если я, к примеру, займу чужую квартиру и сделаю в ней ремонт, я от этого не стану ее собственником. Тем более, я могу сказать, что в случае с этими храмами уже есть некоторые претензии к качеству ремонта. А почему им эти храмы давали — уже вопрос к государству», — считает заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин.