Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Буран» всплывает в Германии

«Газета.Ru» подводит итог многолетних приключений прототипа «Бурана» — самолета-аналога БТС-002

Алина Черноиванова 11.03.2008, 10:25

Космический корабль «Буран» покинул Персидский залив и взял курс на Европу. За последние несколько лет легендарный челнок трижды менял владельцев, перепродавался по подложным документам, стал предметом десятков судебных споров и наконец нашел очередного хозяина. В конце марта «Буран» прибудет в Германию. За право владеть советским раритетом немецкий Технический музей выложил 10 млн евро.

В понедельник Технический музей в Зинсхайме и Шпейере (Германия) официально подтвердил: многолетние приключения прототипа советского космического корабля «Буран» подходят к концу. На прошлой неделе самолет-аналог БТС-002, созданный в рамках программы «Энергия-Буран», извлекли из ангара в порту Манамы (Бахрейн), погрузили на сухогруз и отправили в последнее путешествие. Как говорят в немецком музее, теперь БТС-002 предстоит открыть новую страницу своей истории — стать центральным экспонатом будущей космической экспозиции крупнейшего в Европе частного Технического музея.

Окончательно судьба советского челнока была решена еще в конце февраля этого года, но музей не спешил извещать об этом прессу до тех пор, пока судно с БТС-002 на борту не вышло в международные воды. Борьба за «Буран» сделала немецких музейщиков крайне осторожными во всем, что касается советского челнока в частности и России вообще. Еще в начале 2005 года музей вывесил на своем сайте информацию о покупке «Бурана». Планировалось, что БТС-002, или «двойка», как называют его специалисты, пополнит экспозицию музея весной того года. Но дорога «Бурана» из Бахрейна в Германию заняла гораздо больше времени, чем рассчитывали немцы.

Последние четыре года бурановская «двойка» являлась предметом ожесточенных юридических споров между несколькими сторонами, претендовавшими на нее.

Впрочем, «земная» история самолета-аналога началась гораздо раньше — вскоре после закрытия программы «Буран». Внешне БТС-002 ничем не отличается от космического челнока, но на нем были установлены самолетные двигатели, и он не мог бы выйти на околоземную орбиту. В рамках программы «Энергия-Буран» его использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985-го по 1988 год аппарат осуществил серию полетов в ЛИИ им. Громова в Жуковском. На «двойке» отрабатывались посадки на ВПП в ручном и автоматическом режимах управления. После закрытия программы БТС-002 несколько раз демонстрировали на Московском авиакосмическом салоне (МАКС). Но к концу 1990-х годов НПО «Молния», возглавлявшее в свое время кооперацию по созданию советского челнока, стало разваливаться. Один из макетов, ОКМ-001, на котором проводились повторно-статические прочностные испытания, предприятие продало коммерсантам для установки в ЦПК им. Горького, где он работает как аттракцион и по сей день. На «двойке» же решили заработать по-крупному, для чего отправили по свету.

В 1999 году НПО «Молния» передала БТС-002 в лизинг на девять лет специально созданной австралийско-российской компании Buran Space Corporation (BSC). Летательный аппарат отправили в Сидней, где его выставили на обозрение туристов на Олимпиаде-2000. Предполагалось, что челнок пробудет здесь два года, а потом отправится в путешествие по прибрежным городам Австралии. В ноябре 2001 года экспозиция в Сиднее закрылась, после чего компания BSC благополучно объявила себя банкротом, так и не выплатив «Молнии» всех обещанных денег. В такой ситуации российское предприятие оперативно нашло для «Бурана» нового покупателя. Им оказался гражданин Сингапура. Правда, разобраться, каким именно образом «двойка» перешла во владение к сингапурцу, уже невозможно. По данным исследователя истории программы «Буран» Вадима Лукашевича, официально «Молния» от сингапурца ничего не получила, и он вступил во владение по подложным платежным документам.

Согласно планам нового «владельца», создавшего под «Буран» компанию Space Shuttle World Tour, челнок должен был демонстрироваться в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии и на Филиппинах. Но первым пунктом в его маршруте оказался Бахрейн. В 2002 году Совет экономического развития Бахрейна готовился к проведению первого летного фестиваля. Чиновники решили, что БТС-002 может стать тем самым экспонатом, который привлечет внимание туристов и профессионалов к новому мероприятию. После получения около $1,3 млн от организаторов фестиваля в Манаме сингапурцу удалось вывезти «Буран» из Австралии в Бахрейн. Однако, когда фестиваль закончился, БТС-002 так и остался в Манаме. Дело в том, что к тому моменту руководство «Молнии» наконец надумало продать корабль музею в немецких городах Зинсхайм и Шпейер. Предприятие заявило, что сингапурская компания не выполнила условия сделки, добилось судебного запрета на вывоз «двойки» из Бахрейна и начало переговоры с немцами. «Буран» остался в одном из ангаров в порту Манамы и застрял там, как оказалось, на четыре года. Впрочем, именно в порту Манамы в 2004 году его случайно обнаружили журналисты из Дюссельдорфа. К тому времени о существовании БТС-002 в России уже и забыли, однако немецкие журналисты, работавшие над репортажами с соревнований «Формулы-1», «откопали» челнок из небытия.

Новость о том, что советский челнок странным образом оказался в Персидском заливе, в порту Манамы, стала для России чуть ли не сенсационной.

Руководство НПО «Молния» вынуждено было оправдываться. «С раритетом все в порядке, — заверил тогда корреспондента «Газеты.Ru» замгендиректора предприятия Михаил Гофин. — Достигнута предварительная договоренность о продаже БТС-002 Техническому музею в Зинсхайме». Однако владелец ангара, в котором хранился «Буран», и сингапурец, все еще претендовавший на челнок, были другого мнения о судьбе корабля. Первый, бизнесмен из Бахрейна, организовывавший местный летный фестиваль, требовал, чтобы ангар освободили, оплатив аренду помещения и хранение «Бурана». В качестве оплаты долга он намеревался стать владельцем корабля. Второй, сингапурец, заявлял, что «Буран» принадлежит ему по праву, так как он выплатил «Молнии» все обещанные деньги. К июню 2005 года правосудие Бахрейна настолько запуталось в этой ситуации, что Высший гражданский суд королевства отправил стороны в Международный арбитражный суд в Лондоне. Однако на этом дело в судах Бахрейна не завершилось, адвокаты подали апелляцию, начался новый процесс, но, пока в Бахрейне решалась судьба челнока, в Москве оказалась решена судьба руководства НПО «Молния». В 2006 году весь руководящий состав предприятия ушел со своих постов.

Спустя несколько месяцев в «Газету.Ru» обратился один из новых сотрудников «Молнии». Он пояснил, что ему поручено разобраться в ситуации вокруг «Бурана» в Бахрейне, а у него на руках ничего, кроме публикаций «Газеты.Ru» о БТС-002, по сути дела, нет.

По словам собеседника «Газеты.Ru», на предприятии не осталось ни одного документа, по которому можно было бы отследить судьбу «Бурана». «У нас нет денег судиться, — пояснил сотрудник «Молнии». — Мы готовы продать «двойку» немецкому музею, но у нас даже контактов музейщиков нет». Такой поворот событий удивил не только корреспондентов «Газеты.Ru», но и руководство Технического музея в Германии. Коммерческий директор музея Михаэль Вальтер узнал о кадровых перестановках на НПО «Молния» от корреспондента «Газеты.Ru» Анастасии Макряшиной. «О чем вы говорите?! — не верил он. – Какие новые люди?! Мы продолжаем вести переговоры с Гофиным и Фишеловичем (Владимир Фишелович — один из подчиненных Михаила Гофина; и он, и Гофин уволились с «Молнии» в 2006 году — «Газета.Ru»)». Как оказалось, прежнее руководство предприятия, покинув свои посты, продолжало попытки продать принадлежащий НПО челнок немецким музейщикам.

Впрочем, новому составу «Молнии» все же удалось убедить Михаэля Вальтера и его коллег, что именно они теперь представляют интересы предприятия. Музей прекратил контакты с прежними менеджерами НПО, а к 2007 году новое руководство «Молнии» восстановило контроль над БТС-002. Предприятие выиграло судебный процесс в Бахрейне, инициированный местным бизнесменом, оплатившим простой «двойки» в порту, и доказало, что сингапурец не имеет каких-либо прав на челнок. Однако, когда судьба «Бурана» казалась уже решенной, в Бахрейне вновь появился глава сингапурской компании, предъявляющий новый документ о своем праве на «Буран». Согласно бумаге, он оплатил обещанный НПО «Молнии» взнос, как то и было прописано в договоре. История возникновения этого документа еще более таинственна, чем все, что происходило с БТС-002 до тех пор. По данным Вадима Лукашевича, уволившийся в 2006 году с «Молнии» Владимир Фишелович после провалившейся попытки продать «Буран» в Германию по фиктивной доверенности получил от сингапурца наличными чуть более $160 тыс., оформив за эти деньги оплату покупки челнока более ранней датой.

Суд Бахрейна, учитывая новый документ, занял сторону сингапурца. Но «Молния», как пояснил Лукашевич «Газете.Ru», вынудила Фишеловича явиться в посольство Бахрейна в России с повинной и подтвердить, что договор купли-продажи «Бурана», якобы оформленный с сингапурской компанией, незаконен. Стоит отметить, в посольстве РФ в Бахрейне «Газете.Ru» подтвердили, что «слышали, как прежние представители «Молнии» пытались незаконно перепродать БТС-002», но сообщить подробности произошедшего отказались. «Это внутренне дело предприятия», — пояснил сотрудник диппредставительства. В Москве руководство НПО «Молния» попыталось добиться возбуждения уголовного дела в отношении Гофина и Фишеловича, однако, как сообщили «Газете.Ru» источники на предприятии, в середине декабря прошлого года прокуратура отказала в расследовании действий бывших менеджеров НПО в рамках уголовного дела. В Генпрокуратуре РФ на официальный запрос «Газете.Ru» вообще заявили, что никаких доследственных проверок по истории с «Бураном» и руководством «Молнии» не проводилось.

Как бы то ни было, последовавшие судебные заседания в Бахрейне «Молнией» были выиграны, и в феврале этого года предприятие окончательно восстановило права на «Буран», передав их Техническому музею в Зинсхайме и Шпейере. «Для нас это великий момент, — отметили представители музея в понедельник. — Сейчас корабль с «Бураном» на борту находится в международных водах и держит курс на Европу. Если все пройдет по плану, в конце марта челнок прибудет в Роттердам, а затем в Шпейер». В самом музее под него уже готовят новый ангар-павильон высотой в 22 м. По данным музейщиков, проект «Буран» в Техническом музее» обошелся музею почти в 10 млн евро.