Пенсионный советник

«Буран» нашел хозяина

После шести лет судебных разбирательств один из прототипов «Бурана» нашел своего собственника

Алина Черноиванова 29.02.2008, 18:22

Прототип советского челнока «Буран» готовится к переезду из Бахрейна в Германию. Право собственности на уникальную машину шесть лет пытались отсудить друг у друга российские создатели корабля и сингапурские бизнесмены. В итоге судебная система Бахрейна решила: «Буран» принадлежит немецкому Техническому музею.

Прототип космического челнока «Буран», самолет-аналог БТС-002 ОК-ГЛИ готовится к переезду в Германию. Почти шесть лет корабль оставался в Бахрейне, пока российское НПО «Молния» и сингапурская компания Events HQ International решали в судах, кому именно принадлежит прототип челнока. Наконец судьба БТС-002 решена окончательно.

Как сообщил «Газете.Ru» исследователь истории программы «Буран» Вадим Лукашевич, после многолетних разбирательств в судах всех инстанций полноправным собственником корабля стал самый крупный в Европе частный Технический музей в немецком городе Зинсхайме.

Речь идет о втором макете, а точнее, самолете-аналоге «Бурана». Внешне он ничем не отличается от космического челнока, однако на нем были установлены самолетные двигатели, и он не мог бы выйти на околоземную орбиту. В рамках программы по созданию советского многоразового космического корабля его использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985-го по 1988 год аппарат осуществил 24 полета в Летно-испытательном институте имени Громова в подмосковном Жуковском. На аналоге БТС-02 отрабатывались посадки на ВПП в ручном и автоматическом режимах управления.

История земных приключений БТС-002 началась вскоре после закрытия программы «Буран».

БТС-002 несколько раз демонстрировали на авиашоу МАКС, пока в 1999 году не передали в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился, и компания BSC развалилась.

После этого при посредничестве американской компании First FX «Буран» предложили авиационному музею в Мичигане, но корабль оказался для них не только дорогим, но и слишком большим экспонатом. Тогда БТС-002 выставили на аукцион, организованный радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM. Стартовой ценой назначили $6 млн, видимо, поэтому покупателя для раритета так не нашлось. Тогда НПО «Молния» передало БТС-002 специально созданной компании Space Shuttle World Tour (дочернее предприятие сингапурской компании Events HQ International).

Была ли это сделка по продаже бурановского макета или очередной лизинг — сейчас понять сложно. В документах, как писала в свое время иностранная пресса, фигурировала лишь сумма в $180 тыс. Но, как показали судебные разбирательства в Бахрейне, с документами, подписанными представителями сингапурской и российской компании по поводу передачи «Бурана», вообще все было непросто. Как бы то ни было, уже сингапурская компания организовывала все дальнейшие поездки бурановского макета. Велись переговоры о показе самолета в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии и на Филиппинах. Но первым стало королевство Бахрейн.

В 2002 году Совет экономического развития Бахрейна готовился к проведению первого лётного фестиваля. Чиновники решили, что БТС-002 может стать тем самым экспонатом, который привлечет внимание туристов и профессионалов к новому мероприятию. Фестиваль поручили организовать выставочно-маркетинговой компании PICO во главе с Халидом Джуманом. Аренда БТС-002 и его транспортировка из страны и обратно обошлась ему в $1,3 млн. Но когда фестиваль закончился, ненужный никому БТС-002 так и остался в Бахрейне. От выставочной компании потребовали освободить фестивальную территорию, и Джуман снял склад неподалеку от порта Манамы, перевез туда на хранение самолет и ждал, когда его заберут, а расходы за хранение оплатят.

Тогда же НПО «Молния» заявляет, что сингапурская компания не выполнила условия сделки и макет «Бурана» опять принадлежит российской компании. При помощи нанятого в Бахрейне адвоката российское предприятие добилось запрета на вывоз самолета-аналога из страны кем-либо другим. Между компаниями начался судебный процесс, заложником которого стал БТС-002.

За первые три года судебного разбирательства состоялись всего 8 заседаний. Чуть ли не каждый раз судья принимал решение о переносе слушаний, так как обе стороны (адвокаты российской и сингапурской компаний) должны были собрать дополнительную документацию.

К тому моменту НПО «Молния» успело продать «Буран» немецкому Das Auto & Technik Museum Sinsheim. Руководство музея было в курсе судебного процесса в Бахрейне, однако было уверено в его положительном исходе. К тому же у НПО «Молния» не было ни денег, ни сил вести судебную войну в Бахрейне, так как в это время положение самого предприятия было нестабильно: в Москве то и дело менялись руководство НПО и люди, занимавшиеся проблемой бахрейновского «Бурана». В итоге все юридические и финансовые вопросы в Бахрейне перешли к Техническому музею в Зинсхайме.

По данным Лукашевича, музей выиграл многолетний процесс. На днях руководство музея выехало в Бахрейн для получения разрешения на вывоз прототипа «Бурана». «Если все пойдет по плану, то в течение ближайших двух-трех месяцев БТС-002 будет погружен на морское судно, на котором через 23 дня прибудет в Роттердам, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Там его перегрузят на баржу, и по рекам и системе каналов он доплывет до города Шпейер, где на второй площадке музея станет центром космической экспозиции в специально строящемся для него самом крупном ангаре-павильоне музея». Лукашевич уточнил, что сейчас Технический музей активно занимается пополнением своей космической коллекции новыми космическими раритетами.

Стоит отметить, что ни в одном российском музее ни одного «Бурана» из восьми полноразмерных сохранившихся до наших дней моделей нет. Единственное место, где еще сейчас можно увидеть советский космический челнок, — Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве.