Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Обитаемой планеты нет

Существование потенциально обитаемой экзопланеты, Gliese 581g, поставлено под сомнение

Николай Подорванюк 17.02.2011, 15:05
superwasp.org

Существование первой и единственной на данный момент потенциально обитаемой экзопланеты, Gliese 581g, вновь поставлено под сомнение. По итогам повторной обработки наблюдений этой планетной системы выяснилось, что для объяснения данных не требуется модель, в которой присутствует маломассивная планета в «зоне обитаемости». Статья, в которой это утверждается, опубликована на сайте препринтов arXiv.org и принята к печати в Astronomy and Astrophysics. Автором публикации является Микко Туоми из британского Университета Харфордшира и финского Университета Турку.

По мнению Туоми, из имеющихся в данный момент у астрономов наблюдений можно сделать вывод о существовании только четырех планет, а не шести, как утверждают Стивен Фогт и коллеги, заявившие минувшей осенью об открытии первой пригодной для жизни планеты за пределами Солнечной системы.

Считалось, что звезда Gliese 581, расположенная от нас в 20 с небольшим световых годах в созвездии Весов, имеет четыре планеты. Фогт и коллеги определили, что у звезды есть шесть планет, и самая маленькая из этих планет — Gliese 581g — может быть потенциально обитаемой, так как имеет массу в несколько раз больше массы Земли, схожие с земными радиус и ускорение свободного падения, а также температуру поверхности в пределах -31…-12 градусов Цельсия.

Через две недели после этой работы на симпозиуме Международного астрономического союза в Турине Франческо Пепе из Женевской обсерватории доложил о результатах обработки наблюдений планетной системы Gliese 581, которую провела группа ученых под руководством Мишеля Майора. Обработка показала, что у системы есть только четыре планеты и потенциально обитаемой среди них нет. По своему объему данные, которые представил Пепе, на треть превышали данные Фогта и коллег, на основе которых те сделали вывод о существовании потенциально обитаемой планеты Gliese 581g. Правда, эти данные были получены с помощью лишь одного спектрометра высокого разрешения HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории на чилийской горе Ла-Силла. Работа Фогта же была основана еще и на архивных наблюдениях, полученных с помощью другого спектрометра высокого разрешения, HIRES, установленного на десятиметровом телескопе имени Кека, что находится на Гавайских островах.

Тогда Фогт сказал, что он не удивлен результатам Майора и его коллег, так как «сигналы от планет f и g были очень слабыми». Вскоре после этого Фогт опубликовал работу, где приводились данные моделирования атмосферы планеты Gliese 581g. Но, в отличие от работ Пепе, Микко Туоми провел переобработку данных, полученных как на HARPS, так и на HIRES. Поэтому утверждение, что планета Gliese 581g существует и является потенциально обитаемой, нуждается в серьезных проверках.