На Марсе найдено живое

Столкновение с космическим мусором на околоземной орбите могло стать фатальным для беспилотной грузовой капсулы и обернуться очередным обидным поражением для исследований космоса, однако экипажу Интернациональной космической станции удалось спасти груз, доставленный с поверхности Марса.

Об этом экипаж успел сообщить во время внепланового сеанса связи с российским и американским Центрами управления полетами в Королеве и Хьюстоне. К сожалению, сеанс связи был непродолжительным и подробности пока неизвестны, но ранее сообщалось, что, по предварительным данным, полученным с марсоходов, груз может содержать образцы микроорганизмов в пробах марсианской почвы. На ожидавшей прибытия груза станции в настоящий момент работает экипаж в составе британских астробиологов Хью Дерри и Миранды Норт, американских астронавтов Роя Адамса и доктора Дэвида Джордана, японского инженера Се Кендо и российского командира экипажа станции Екатерины Головкиной.

Одной из главных задач текущей миссии как раз и является изучение материалов, полученных в рамках программы исследования поверхности и недр Марса. В случае обнаружения биологического материала предполагается несколько этапов его изучения в лаборатории, оборудованной на станции, поскольку немедленная доставка его на Землю без получения информации о природе образцов и их безопасности могла бы создать угрозу для планеты.

Пока рано говорить о прорыве, но получение даже следов биологической активности на Марсе может стать первым в истории космических исследований прямым доказательством существования жизни за пределами Земли. Ученые давно пытаются обнаружить живое во Вселенной, но до настоящего времени все рассуждения о внеземной жизни оставались умозрительными, поскольку предположения о пригодности для жизни других планет основывались на экстраполяции данных о земных условиях. И, если не брать писателей-фантастов, мало кто в научном мире готов был поверить в возможность обнаружить жизнь так близко, то есть в родной (как мы привыкли полагать) для человечества Солнечной системе.

Исследованиями в области гипотетической жизни в космосе занимается астробиология, которая считается сравнительно молодой дисциплиной даже по меркам космических исследований в целом. Первый важный импульс она получила во второй половине XX века, когда обрело популярность уравнение Дрейка. В 1960 году профессор астрономии и астрофизики Калифорнийского университета в Санта-Круcе (UCSC) Фрэнк Дональд Дрейк предложил формулу для расчета вероятности вступить в контакт с внеземной цивилизацией. Эта формула неоднократно подвергалась критике, так как многие переменные в ней сами являются гипотетическими, однако популяризация идей, стоявших за уравнением, привела к росту финансирования соответствующих программ. Двумя из переменных в формуле являются среднее количество планет (и спутников) с подходящими условиями для зарождения цивилизации и вероятность зарождения жизни на планете с подходящими условиями.

И, несмотря на то что критерии, по которым планеты оцениваются в плане пригодности для зарождения жизни, сами могут подвергаться критике, совсем недавно наделала шума новость о том, что NASA обнаружило три пригодные для жизни планеты. В сообщении американского космического агентства речь шла о семи экзопланетах размером с Землю рядом со звездой TRAPPIST-1 на расстоянии 40 световых лет от нашей планеты. Три из семи планет находятся на таком удалении от своей звезды и в такой области Вселенной, которые ряд ученых считают наиболее располагающими к возможности появления жизни и называют обитаемой зоной, или «зоной Златовласки».

К сожалению, звездные системы остаются недосягаемыми для непосредственного исследования при помощи земных космических аппаратов. В то же время, хотя Марс в его современном состоянии не считается пригодной для жизни планетой, предполагается, что жизнь на Марсе могла существовать в прошлом. И это не просто домыслы писателей-фантастов — исследовательские программы Марса всегда были направлены в том числе и на определение возможности жизни на этой планете в прошлом, настоящем или будущем. Жизнь на Марсе искали автоматические межпланетные станции советской программы «Марс» в 1960-е, американские аппараты программ «Маринер» и «Викинг» в 1970-е. После спада интереса к космическим программам в 2008 году на один из полюсов Марса сел посадочный модуль НАСА «Феникс», а 6 августа 2012 года мягкую посадку совершил марсоход «Кьюриосити», запущенный в рамках миссии НАСА «Марсианская научная лаборатория». И вновь первыми поставленными задачами было установить, существовали ли когда-либо условия, подходящие для жизни на Марсе. Такие задачи ставятся и сейчас, так что, если в руки экипажа Интернациональной космической станции попало что-то живое, это будет невероятным, но не невозможным событием.

23 марта космонавты должны вернуться на Землю — и тогда мы узнаем о том, что же было на борту космической станции. Видео, которое было получено с борта станции, вы можете посмотреть вот тут.

Экс-тренер сборной России объяснил, как «Спартак» сыграет против ЦСКА