Тбилисский городской суд в четверг вынес оправдательный приговор экс-министру обороны и внутренних дел Грузии Бачане Ахалая и семи другим фигурантам дела, которые обвинялись в жестоком обращении с сотрудниками отряда специального назначения МВД. Судья Давид Мгелиашвили не счел доказательную базу стороны обвинения веской и убедительной. Об этом говорится в заявлении Тбилгорсуда, распространенном после вынесения приговора.
В свою очередь, гособвинитель — прокурор Давид Мествиришвили заявил, что данное решение будет обжаловано в апелляционном суде.
В рамках судебного рассмотрения дела было проведено 23 заседания, опрошены 10 свидетелей защиты и 63 — обвинения, в том числе и семеро потерпевших. Подсудимые своей вины не признали.
Обвинение, основываясь на материалах следствия, утверждало, что семеро спецназовцев подверглись преследованию по политическим мотивам, а именно за симпатии к коалиции «Грузинская мечта». События произошли в августе прошлого года, незадолго до парламентских выборов 1 октября, которые «мечтатели» выиграли у правящей партии «Единое национальное движение» президента Михаила Саакашвили.
Бачана Ахалая, занимавший тогда пост главы МВД, распорядился уволить инакомыслящих силовиков, а затем приказал провести для них «усиленный курс боевой подготовки».
По материалам следствия, спецназовцев доставили на полигон в Яглуджа, где с 19 августа по 21 сентября 2012 года они подверглись издевательствам. С них сорвали погоны, унизительно муштровали, стреляли под ноги и над головой, били прикладами.
Ранее, 1 августа, Тбилгорсуд уже признавал Ахалая невиновным по обвинениям, предъявленным в рамках расследования двух уголовных дел. В частности, он обвинялся в нанесении физических и словесных оскорблений военнослужащим и в незаконном лишении свободы бизнесмена Звиада Абесадзе.
Впрочем, уголовных дел у бывшего министра хватает. На этой неделе, 28 октября, тот же Тбилгорсуд
приговорил Бачану Ахалая к трем годам и девяти месяцам заключения по делу о т.н. «тюремном бунте» 2006 года.
На тот момент Ахалая руководил департаментом по исполнению наказаний. Судья Лаша Чхиквадзе счел его и других фигурантов дела: Давида Чакуа, Мегиса Кардаву и Резо Чарбадзе (все находятся в бегах и объявлены в розыск) — виновными. В результате жесткого подавления бунта в тюрьмах №1 и №5 в ночь на 27 марта 2006 года погибли 7 заключенных, 22 были госпитализированы.
На днях против Ахалая было выдвинуто также новое обвинение — в рамках резонансного дела об убийстве сотрудника Объединенного банка Грузии Сандро Гиргвлиани 28 января 2006 года. Судебное заседание по данному делу назначено на 18 ноября.
Фигурантом одного из дел, заведенных против Ахалая, был и теперь уже бывший начальник Объединенного штаба вооруженных сил Грузии генерал Георгий Каландадзе. Однако он так же был оправдан судом в начале августа. И даже подал судебный иск с требованием публичных извинений от министра юстиции Теи Цулукиани и министра обороны Ираклия Аласания. По утверждению Каландадзе, оба грузинских министра распространяли дискредитирующую информацию о растрате им 500 тыс. лари (около 10 млн руб.) и давлении на свидетелей.
Председатель «Ассоциации молодых юристов» Каха Кожоридзе высказал мнение, что за дни, оставшиеся до инаугурации новоизбранного президента страны (которым 27 октября стал Георгий Маргвелашвили от «Грузинской мечты»),
Саакашвили может помиловать Ахалая.
29 октября Саакашвили успел помиловать 248 осужденных, среди которых бывший заместитель экс-министра обороны Бачаны Ахалая — Николоз Дзимцеишвили, который был приговорен к заключению за растрату казенных денег и превышение должностных полномочий и объявлен в розыск. В числе помилованных также брат экс-министра юстиции Зураба Адеишвили — Давид Адеишвили. Оба брата скрываются от правосудия. А также бывший полицейский Майзер Липартелиани, осужденный по резонансному делу об убийстве Буты Робакидзе. В начале октября Саакашвили амнистировал всех условно осужденных и имеющих судимость граждан — это почти 18 тысяч человек, за исключением тех, кто был осужден по тяжким статьям.
«Естественно, президент мог 29 октября помиловать Ахалая вместе с другими, но мы не обращались с просьбой о помиловании. Куда спешить? Несмотря на то, что Михаил Саакашвили останется на посту еще чуть больше двух недель, этого времени достаточно для помилования, и мы намерены обратиться к нему с такой просьбой», сообщил «ПирWели» адвокат Ахалая - Георгий Ониани.
После победы на парламентских выборах «Грузинской мечты» новые власти в лице парламентского большинства санкционировали целый ряд уголовных дел против чиновников и силовиков из окружения Саакашвили. Представители проигравшего выборы пропрезидентского «Единого национального движения» считают, что этих людей преследуют по политическим мотивам.
Адвокат, член НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Гела Николеишвили считает, что правовое преследование экс-чиновников и экс-силовиков из команды Саакашвили теперь, когда «Грузинская мечта» фактически взяла в свои руки всю власть после победы на президентских выборах, не будет усиливаться. «Не ожидаю еще большей активизации правоохранительных органов в этом направлении, особенно с учетом последних миролюбивых высказываний премьера Бидзины Иванишвили», — сказал он «Газете.Ru».
При этом достаточно весомая часть сторонников «Мечты» недовольна темпами «восстановления справедливости» в стране.
Сразу же после прошлогодних октябрьских выборов Главная прокуратура Грузии превратилась в место паломничества десятков людей, пострадавших от бывших чиновников из команды Саакашвили. Среди подавших частные иски много тех, кто лишился своего бизнеса при прежних властях — таких заявлений несколько тысяч. Некоторые бизнесмены уже объединились в общественную организацию «Даабруне» («Верни»).
(Также в декабре прошлого года новый грузинский парламент санкционировал политическую амнистию, под которую попали только противники Саакашвили).
Проблема возвращения отнятой собственности все еще остается одной из самых сложных задач, и за это действующую власть критикуют политические оппоненты. Как сказал «Газете.Ru» лидер «Партии народа» Коба Давиташвили, он не видит подвижек в процессе восстановления справедливости и не ожидает их впредь. Давиташвили ушел из коалиции «Грузинская мечта» после оправдательного вердикта суда в отношении Ахалая. Он считает, что его оправдание — это крах судебной реформы, которую провело новое правительство. А после недавних президентских выборов, в которых Давиташвили участвовал в качестве кандидата, он заявил об уходе из политики, но остался членом парламента.
Гия Тортладзе, председатель Демократической партии Грузии, депутат парламента прежнего созыва, возглавлявший Антикоррупционный комитет, в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что
«процесс восстановления справедливости является не правовым, а чисто политическим».
«Мне трудно сейчас прогнозировать, чего следует ожидать в будущем, хотя думаю, что пока ситуация не изменится к лучшему».
Агентство «ИнтерПрессНьюс» цитирует в четверг поздравительное письмо американского сенатора Джона Маккейна новоизбранному президенту Грузии Георгию Маргвелашвили.
В послании, в частности, сказано, что «избранный президент и лидеры «Грузинской мечты» должны быть такими же великодушными в своей победе, какими в своем поражении являются президент Саакашвили и его «Национальное движение».
(Кандидат от ЕНД Давид Бакрадзе признал свое поражение сразу же после оглашения результатов экзит-поллов. — «Газета.Ru.) Комментируя это письмо «Газете.Ru», руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе сказал, что «давление на власть со стороны определенных кругов Запада и некоторых личностей действительно сильное».
«Даже статьи на эту тему появились в западной прессе: если тронете Саакашвили и будете продолжать арестовывать чиновников, то путь на Запад вам закроется, сойдете с европейской орбиты и автоматически окажетесь на орбите российской»,
говорит эксперт. «После стольких лет поддержки Саакашвили определенным кругам Запада очень было бы неприятно признать, что здесь совершались тяжкие преступления. Это потеря лица, — говорит Мамрадзе. — К сожалению, по моей информации, этому давлению некоторые представители «Мечты» поддаются, кое-кто обрабатывает в этом плане Иванишвили».
В этой связи политолог не берется предсказать, «как будет действовать «Грузинская мечта» и правоохранительные органы после того, как Иванишвили уйдет с поста премьер-министра». Однако ему «совершенно ясно одно: если Саакашвили не понесет заслуженного наказания, если хотя бы уголовный процесс против него не начнется (в Грузии продолжают циркулировать слухи, что он собирается уезжать за границу, хотя Саакашвили их опровергает), то это будет означать, что Грузия не состоялась как государство».