Пенсионный советник

Фильтры пропустили через основной закон

«Президентский» и «муниципальный» фильтры на губернаторских выборах признаны Конституционным судом законными

Виктор Банев (Санкт-Петербург) 24.12.2012, 19:25
КС постановил, что «муниципальный» и «президентский» фильтры на губернаторских выборах не... Алексей Даничев/РИА «Новости»
КС постановил, что «муниципальный» и «президентский» фильтры на губернаторских выборах не противоречат конституции

Конституционный суд признал законность «муниципального» и «президентского» фильтров на губернаторских выборах, несмотря на заявления оппозиции, что благодаря им «партия власти» может избрать на любую должность даже «дрессированную обезьяну». Муниципальные же «фильтры» должны быть ограничены региональными законами.

Конституционный суд (КС) России в понедельник не удовлетворил жалобу коммунистов и «эсеров», постановив, что, так называемые «муниципальный» и «президентский» фильтры не противоречат основному закону страны.

Признать неконституционными поправки к законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» требовала группа из 109 депутатов Госдумы. Их не устраивали положения этих законов, согласно которым желающий стать зарегистрированным кандидатом на пост главы субъекта РФ должен сначала получить поддержку 5—10% муниципальных депутатов (конкретный барьер устанавливается региональным законом). При этом депутаты, выразившие поддержку, должны представлять не менее трех четвертей муниципальных районов и (или) городских округов (в городах федерального значения – ¾ внутригородских МО).

Кроме того, президент страны имеет право «проводить консультации» с политическими партиями, выдвигающими своих кандидатов, равно как и с самовыдвиженцами.

Подписавшие запрос в КС депутаты уверены в том, что фактически речь идет о введении «избирательных цензов», ограничивающих право на участие в выборах оппонентов «Единой России», которая контролирует большинство муниципальных депутатов во всех регионах страны.

«У нас сегодня избирательная система в стране такая, которая позволяет партии власти избрать на любую должность кого угодно и где угодно, даже если в качестве кандидата она выдвинет дрессированную обезьяну», — эмоционально заявил на слушаниях дела по существу представитель депутатской группы, коммунист Вадим Соловьев.

КС с претензиями депутатов не согласился. Из предельно гладких формулировок постановления суда следует, что так называемые «фильтры» нужны в связи с тем, что «федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей».

Одним из главных аргументов заявителей на первом заседании КС, состоявшемся в середине ноября, было то, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. А следовательно, перепоручать муниципальным депутатам право решать судьбу высшего должностного лица региона по меньшей мере странно.

Эти аргументы КС отверг, пояснив, что участие муниципальных депутатов в губернаторских выборах «повышает интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности».

«Есть две важные оговорки, — пояснил судья КС Николай Бондарь. — Во-первых, муниципальный фильтр необходимо соотносить с уровнем зрелости партийно-политических отношений в субъекте РФ. Не под одну гребенку во всех субъектах федерации устанавливать порог сбора подписей в 10 процентов. А от пяти до десяти, в зависимости от зрелости партийно-политических отношений в регионе. И во-вторых, сбор подписей не должен использоваться для создания искусственных препятствий для выдвижения других кандидатов».

По поводу второй оговорки Бондарь пояснил, что, исходя из конституционно-правового толкования закона, данного КС,

количество подписей муниципалов, собранных в поддержку одного кандидата, не должно превышать установленный барьер более чем на пять процентов.

То есть потенциальный губернатор не может сдать в региональный избирком подписи от 90% муниципалов. Самое большее, на что можно рассчитывать, – 15% (при максимальном пороге). По мнению судей КС, это оставляет достаточно возможностей для поиска поддержки у муниципалов для всех кандидатов. Не совсем ясно, впрочем, как быть с ситуацией, описанной Вадимом Соловьевым на первом заседании суда.

«Каким образом в Мордовии, где 98,6% муниципальных депутатов являются членами партии «Единая Россия», мы сможем преодолеть десятипроцентный барьер?» — задал тогда с трибуны риторический вопрос коммунист.

Кроме того, Бондарь признал, что для того, чтобы вторая оговорка КС заработала в полную силу, необходимы действия со стороны законодателей. Но такого обязательства на них постановление КС не возлагает.

На вопрос журналистов, не означает ли фактическое участие муниципалов в выборах глав регионов окончательного встраивания органов МСУ в «вертикаль власти», Бондарь ответил, что «взаимодействие муниципальной и государственной власти всегда было и есть, это вытекает из 12-й статьи Конституции».

А новую систему избрания губернаторов предложил сравнивать с Францией, где муниципалы задействованы даже в выборах президента страны.

«За новый период развития российской государственности мы апробировали уже четыре модели замещения должности главы субъекта федерации, — напомнил Бондарь. — Первая модель – назначение губернаторов в период президентства Бориса Николаевича Ельцина. Вторая модель — прямые выборы на основе всеобщего прямого голосования в чистом виде. Третья – наделение полномочиями главы субъекта путем голосования законодательного собрания на основе представления президента РФ. И, наконец, четвертая модель — это возвращение к прямым выборам с использованием новых институтов».

Президентский «фильтр» судьи КС также сочли не противоречащим основному закону страны.

«Это участие носит исключительно консультативный характер, и результаты таких консультаций ни в коей мере, никаким образом не могут влиять на последующее участие кандидатов в выборах», — решительно заявил Бондарь.

Полномочный представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин заявил, что полностью удовлетворен провозглашенным решением суда.

«Порядок выборов глав субъектов признан соответствующим Конституции, — сказал он. — Те выборы, которые будут проводиться в сентябре 2013 года, будут проходить в соответствии с этим новым порядком. Как показала практика, в октябре 2012 года удалось обеспечить и состязательность, и участие кандидатов от многих партий. — уверен Вяткин. — Не только от тех партий, которые имеют фракции в ГД, но и от непарламентских партий. В целом эта система работает».

Напомним, что в течение ноября в КС поступил целый «пакет» запросов от депутатов Госдумы, с просьбой проверить на соответствие Конституции ряд наиболее одиозных решений российского парламента, принятых минувшей осенью. Помимо нового порядка губернаторских выборов судьям еще предстоит сказать свое слово о повышенных штрафах за проведение несанкционированных митингов и упрощенном порядке лишения члена Госдумы депутатских полномочий. Видимо помня об этом, Вяткин завершил свое общение с журналистами фразой:

«Было бы очень неправильно, если рассмотрение дел в КС станет своего рода четвертым чтением каждого закона. КС – площадка все-таки юридическая, а не политическая».