Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Видеоэтап Ходорковского

ФСИН хочет судить Ходорковского по видеоконференции

Глава забайкальского УФСИН предложил провести новый процесс над Ходорковским и Лебедевым с помощью видеоконференции, чтобы не этапировать обвиняемых в Москву. Адвокаты считают, что дистанционному процессу мешают нормы УПК и разница во времени с Читой.

Хамовнический суд в течение двух недель определится, когда начнется судебное разбирательство по новому делу бывших владельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. За это время суд решит, подсудно ли ему это уголовное дело.

Накануне стало известно, что материалы против бизнесменов вместе с обвинительным заключением были направлены в Хамовнический районный суд Москвы для рассмотрения по существу. Адвокаты Ходорковского и Лебедева затрудняются ответить, по каким причинам дело оказалось именно в этом суде. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом уголовные дела подлежат рассмотрению по месту совершения преступления. Представляющий интересы Ходорковского адвокат Вадим Клювгант не исключил, что, может быть, следствие сочло, что именно на территории, входящей в юрисдикцию Хамовнического суда, было совершено одно из инкриминируемых преступлений.

Версию следствия должен подтвердить сам суд, определив, были ли инкриминируемые обвиняемым деяния совершены на территории, ему подведомственной.

УПК предусматривает вариант, при котором суд решит, что дело к нему никак не относится и определит для его рассмотрения другой судебный район. Но адвокат Лебедева Константин Ривкин сомневается, что Хамовнический суд передаст дело куда-нибудь еще.

«Я думаю, если дело отправили именно сюда, то вряд ли для того, чтобы потом его отправили куда-то еще», — пояснил он «Газете.Ru». Версия, что Хамовнический суд решит отправить дело в Читу, где сейчас находятся оба обвиняемых, ему кажется неправдоподобной. Клювгант также уверен, что исходя из формулировки обвинения нет никаких оснований для отправки дела в Читу.

Если разбирательство будет проходить в Москве, то в ближайшее время Ходорковский и Лебедев должны быть этапированы в столицу. В то же время против перевода заключенных выступили представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Начальник УФСИН по Забайкальскому краю Юнус Амаев заявил, что нет никакой необходимости куда-то кого-то переводить. «Читинский следственный изолятор имеет возможность проведения видеоконференции с любым московским судом. Это возможно сделать, если будет принято такое решение», — приводит его слова «Интерфакс». «Мы полностью практикуем эту работу, и не первый год», — заверил он. Для подтверждения своих слов, Амаев сообщил, что Читинский облсуд 19 и 26 февраля планирует рассмотреть кассационные жалобы защиты Лебедева на отказ Ингодинского районного суда в приеме жалобы и по делу с фондом «Открытая Россия» с использованием видеоконференции.

В свою очередь, в управлении ФСИН «Газете.Ru» отказались сообщить, готовится ли отправка обвиняемых в Москву, пояснив, что необходим письменный запрос.

Действительно, УПК предусматривает возможность использования видеоконференции, но только при рассмотрении кассационных и надзорных жалоб.

Под эти ограничения подпадает процесс по жалобе Лебедева, но дело в суде первой инстанции не может быть рассмотрено путем видеотрансляции. «В общих условиях судебного разбирательства записана «непосредственность», «гласность» и «устность». Как Лебедев сможет предъявлять доказательства? Или как подсудимые смогут ознакомиться с ходатайствами, заявляемыми стороной обвинения. То есть или это по почте должны отправлять, или прокуроры сами туда ехать», — рассуждает адвокат Ривкин.

Кроме того, стоит учитывать разницу во времени между Москвой и Читой, которая составляет 6 часов, и потому или обвинение, или подсудимые при таком варианте должны участвовать в разбирательстве в ночное время.

Что же касается технических возможностей читинских судов, то Ривкин напомнил, что во время рассмотрения кассационных жалоб видеотрансляция периодически давала сбои и, вероятно, поэтому Лебедева и Ходорковского все равно доставляли в суд.

Ривкин сомневается, что есть хоть какая-то вероятность дистанционного рассмотрения этого дела. То, что пока об этапировании Ходорковского и Лебедева ничего не известно, тоже объяснимо — судья, которому только сегодня было передано дело, вряд ли мог успеть оформить все необходимые документы для этой процедуры. Клювгант подтвердил, что именно судья, на рассмотрение которого поступило дело, принимает решение об обеспечении явки всех участников процесса. «Поскольку Ходорковский и Лебедев находятся под стражей, то в данном случае судья будет обращаться во ФСИН», — пояснил адвокат. Это решение также должно быть принято в отведенные законом 14 суток.

В 2005 году, после того Московский городской суд утвердил обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву, началось длительное этапирование осужденных. Хотя по закону осужденные должны отбывать наказание в том же или соседнем регионе с тем, где был вынесен приговор, глава ФСИН Юрий Калинин объявил, что людей, признанных виновными в Москве, могут отправить в колонии 30 регионов. Но он не уточнил, что в дальние от столицы субъекты можно отправлять только тех заключенных, которые не имеют прописки в Москве.

Позже оказалось, что за несколько месяцев до приговора топ-менеджерам ЮКОСа список регионов был расширен — в нем появились Читинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Именно в эти регионы и были доставлены Ходорковский и Лебедев.

С момента отправки из СИЗО «Матросская Тишина» о судьбе Лебедева ничего не было известно в течение трех дней. Потом оказалось, что бывший глава МФО «Менатеп» прибыл в колонию поселка Харп ЯНАО. О месте пребывания Ходорковского его близким сообщили только через 10 дней — он был этапирован в колонию города Краснокаменска Читинской области. Лебедев и Ходорковский стали единственными москвичами, отправленными в два новых региона, внесенных в список ФСИН. В конце 2006 года оба осужденных были переведены в читинское СИЗО № 1, где в феврале 2007 года им было предъявлено второе обвинение, а летом 2008 года — отредактированная версия нового дела.

По утвержденному Генпрокуратурой обвинительному заключению, предприниматели обвиняются в совершении в 1998–2003 годах в составе организованной группы хищения путем присвоения крупных объемов нефти дочерних нефтедобывающих акционерных обществ ОАО НК «ЮКОС» — ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» ВНК на сумму более 892 млрд рублей, а также в легализации в крупном размере денежных средств, полученных от реализации похищенной в указанный период нефти на общую сумму, превышающую 487 млрд рублей и $7,5 млрд. Эта сумма равна стоимости всей нефти, которую качал и продавал ЮКОС за свою историю. Обвиняемые, которым, по подсчетам адвокатов, грозит до 22 лет тюрьмы, ни по одному из пунктов себя виновными не признают.

Новости и материалы
Масалитин: ЦСКА и «Спартак» подходят к матчу не в самых лучших кондициях
В Польше резко раскритиковали президента за слова о ядерном оружии
Чуйков сделал предложение Муцениеце в прямом эфире
В Нижнем Новгороде монтажник получил травмы во время падения лифта в ТРЦ
Nokia выпустит кнопочный телефон с плоскими гранями, как у iPhone
Украинский футболист отверг предложение «Реала»
Британский премьер позвонил Зеленскому и заверил в поддержке
В Британии суд запретил педофилу, создававшему непристойные изображения, использовать ИИ
В сети восхитились внешностью 18-летней дочери Тома Круза
В Турции заявили, что покончат с присутствием РПК у своих границ совместными усилиями
Шольц заявил, что у Путина нет оснований цитировать Иммануила Канта
Россиянам рассказали, какую валюту лучше брать за границу и когда ее покупать
Проработавший почти 80 лет музей Ленина закроют в Финляндии
В США обеспокоились политикой Ким Чен Ына из-за связей с Россией
Евросоюз задумался над ужесточением санкций
Девушка Леонардо Ди Каприо показала фигуру в бикини
Россиянин продал ник в Telegram за 8 млн рублей, после чего он достался Дурову
ВСУ стали отбирать автомобили у мирных жителей из-за дефицита военной техники
Все новости