Отписались

Англоязычная газета The Exile подверглась проверке на экстремизм

Угроза закрытия нависла над англоязычной сатирической газетой The Exile, которая выходит в России с 1997 года. Как удалось выяснить «Газете.Ru», ответственность за возможное прекращение издания лежит не на Россвязьнадзоре, взявшемся проверить газету на предмет пропаганды порнографии и наркотиков, а на инвесторах, которых эти меры властей всерьез забеспокоили.

Англоязычная сатирическая газета The Exile, выходящая в России с 1997 года, будет закрыта. Об этом «Газете.Ru» сообщил главный редактор издания Марк Эймс. Причиной такого решения стала проверка, которую организовали в первых числах июня чиновники Россвязьнадзора.

«Они взяли наши последние номера на экспертизу на предмет наличия экстремистских материалов, разжигания национальной розни, распространения порнографии и пропаганды наркотиков. Первое, что они потребовали, это статьи Эдуарда Лимонова», — заявил журналист. После такого, по словам Эймса, «газете капут».

«В день проверки у нас все были близки к истерике, вы понимаете, газета делалась во многом на добровольной основе, бесплатно или за копейки», — отметил главный редактор The Exile.

Что касается перспектив возобновления издания, то на снисходительность Россвязнадзора Эймс не надеется, а значит, ни один потенциальный инвестор или рекламодатель в газету вкладываться не будет. «Даже мои знакомые шишки в правительстве сказали мне: «Марк, ты хороший парень, но твоя газета — просто ужас», — поделился собеседник.

По словам Эдуарда Лимонова, лидера запрещенных нацболов, визит чиновников Россвязьнадзора, о котором сообщили 6 июня российские сетевые СМИ, не был плановой проверкой, как об этом говорят в федеральном ведомстве. То же самое сообщили Эймсу и в Фонде защиты гласности, где такую проверку московского издания назвали «беспрецедентной в новейшей российской истории».

«Я пишу в The Exile уже много лет, и мой английский позволяет мне говорить гораздо больше, чем мой русский», — заметил политик, заявивший, что в последние месяцы публиковал очень «злые и ругательные» статьи. Последняя из них, высмеивающая президента Дмитрия Медведева, и стала, по его мнению, спусковым крючком для надзорных органов.

«Эта газета стала удивительно влиятельной в последнее время, будучи единственным неполиткорректным англоязычным изданием, существующим в России. Ее читатели – иностранные бизнесмены и журналисты, так что она обладала серьезным, хоть и неявным политическим влиянием», — считает Лимонов. «Она не могла не обратить на себя внимания наших властей», — заявил он.

Того же мнения придерживается и Эймс, согласившийся с тем, что подзаголовок последней опубликованной в The Exile статьи — «В стране, затерроризированной собственным правительством, только одна газета осмеливалась пердеть ему в лицо» — с иронией, но можно признать верным.

«Это издание контркультурного андеграундного типа, спрятавшееся за рекламные объявления – уникальный случай в газетном деле во всем мире», — уверен Лимонов. «А мы-то всего лишь хотели бороться против пафоса серьезности, против пафоса фигур и политики, пафоса в литературе», — по-своему повторил его мысль Эймс.

В Россвязьнадзоре, куда «Газета.Ru» обратилась за подробностями проверки, предпочли сохранять недоуменное молчание. В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с The Exile глава пресс-службы этого ведомства Евгений Стрельчик наотрез отказался сообщать, чем конкретно была вызвана проверка 6 июня. «Я сам в этом вопросе только разбираюсь», — отрезал он.