Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Город русской демократии

Колумнист «Газеты.Ru» Аурен Хабичев отправился в Великий Новгород

Долгая дорога с однообразным пейзажем, многоголосый шум прошлого, размышления о русской истории и столкновение с реальностью: журналист и писатель Аурен Хабичев путешествует по северо-западу России в поисках «духа вольницы».

В Софийском соборе к усыпальнице Мстислава Храброго подошла женщина. Она чинно перекрестилась и заплакала.

— Один из самых ярких князей, — вполголоса сказал я, обращаясь к ней.
— Наш, новгородский, — сипло отозвалась женщина.
— Он тут правил не так долго. Больше он запомнился другими своими деяниями, — поправил я.
— Все равно я всегда плачу, когда сюда прихожу. Православный человек, лежит беззащитный, маленький, а сколько для народа сделал, — женщина снова заплакала.

С детства меня манили эти города. Средневековый Новгород, готический Псков, скандинавская крепость Айдельгюборг. Одни эти названия вызывают волнующий интерес у человека, имеющего страсть к истории.

Кем были варяги-русь? Скандинавами или славянами, пришлыми или здешними? Споры об этом не затихают уже долго. Но речь сейчас не об этом.

— Они убили десять тысяч наших новгородцев. Матерей с детьми привязывали друг к другу и сбрасывали в Волхов, — рассказывает водитель по дороге из Москвы в Новгород.

Он — коренной новгородец.

— Они — это кто?
— Ну Иван Грозный, москвичи.

При подъезде к Новгороду Олег восклицает:
— Вот всегда камень с души падает, когда в Новгород въезжаю! Очень легко становится!

Мы заезжаем в город.

Не успела нога моя ступить на пыльный советский ковер, нос — вдохнуть ароматные ноты сушеной воблы, завернутой в газету «Правда», а глаза — подивиться помпезному телефону, с которого, возможно, лет сорок назад звонили в райком, как в гостинице начались проблемы с сервисом.

Суетливая и беспокойная, всеми правдами и неправдами отстаивающая честь этого заведения юная администратор Полина бегала весь вечер от моего этажа до ресепшена со своим коронным «сейчас я что-нибудь придумаю». Она размагничивала мне ключик от комнаты, который периодически не хотел запускать меня обратно, открывала дверь, когда я оказывался запертым внутри и железная, громоздкая ручка категорически отказывалась выпускать меня из номера. Она разыскивала по всей гостинице подходящий пульт, так как в номере я обнаружил раритетную для себя вещь — телевизор — и решил, что случай посмотреть его, наконец, представился. Где еще смотреть телевизор, если не в старой гостинице Великого Новгорода?

Посмотрел. Все, что я думаю о нашем телевидении, пусть останется за кадром.

Я иду по набережной Александра Невского, прохожу мост, подо мной Волхов, виднеются башни кремля, в Новгороде идет снег. Минуя Торговую сторону, пройдя Ярославово дворище, задев Вечевую площадь, я захожу в антикварную лавку. Там среди вороха «всякого искусства» взгляд мой останавливается на полочке с нательными крестиками. Они разной формы и цвета.

Один не дает мне покоя. Серого цвета, с небольшой ржавчинкой, на обороте его не написано традиционного «Спаси и сохрани».

Старинный нательник, найденный на раскопках, медный. Висел на чьей-то шее в конце XVIII — начале XIX.

Я выхожу из лавки со своим новым приобретением. Человек, не имеющий веры, но имеющий теперь чей-то нательный крестик прошлых столетий.

«Cейчас все равно немного лучше, чем, например, в 90-е, — делится со мной таксист Иван, бывший военный, — молодежь наркоманила. Я был в числе той молодежи. А теперь мы сами, новгородцы, во многих подъездах установили дежурство. Если видим, что в подъезд забежали ширяться, вызываем полицию».

— Гражданская позиция? — спрашиваю.

— Ну ведь мы через это все прошли и не хотим, чтобы наши дети повторяли наши ошибки.

Сначала я посещаю Юрьев монастырь. Обойдя его территорию, иду в сторону братского корпуса. Когда-нибудь, когда станет совсем серо и тускло, вселенная превратится в холодное и безжизненное пространство, я буду жить здесь. И причина не в вере. Причина в красоте.

Навстречу выходит мужчина с рыжими усами.

— Вход воспрещен.
— А если я в монахи хочу?
— Нужен документ от вашего прихода, — отвечает мужчина.
— А если я это от сердца делаю?
— Документ нужен от вашего батюшки и прихода, в котором вы молитесь.
— Так если я не молюсь и батюшки нет у меня.
— И что тогда в монастыре будете делать, если не молитесь?
— Ну помогать братьям по хозяйству, убирать навоз за коняжками.
— Коняжек нет у нас и навоза. А работы другой хватает.
— Ну, вообще, заниматься добрыми делами.
— Надо сначала в приход обратиться.

Мужик с рыжими усами берет меня под руку, выпроваживая с территории братского корпуса, мы идем, и наш тихий разговор, переходящий в философскую плоскость, подслушивает обледеневший Ильмень.

В Витославлицах сажусь в сани. Ямщица накрывает меня теплым овчинным тулупом, от которого исходит характерный запах. Мы мчимся под звон колокольчика мимо старых изб.

— Я тебе, смотри, жениха привезла, — обращается ямщица к пухлой, белолицей, красивой девушке, которая стоит со своими поделками под козырьком избы. У нее там лавка.
— Смотрите, молодой человек, какая красивая, — обращается следом ко мне.
— Да, сто килограммов красоты, — заливается лебедушка.

Я улыбаюсь ей. Милейшее создание.

Иногда на меня находит страх: «потерял». Я нащупываю в кармане медный крестик и успокаиваюсь. Время от времени достаю его из кармана и рассматриваю. Он маленький, но приятно обжигает руку. Я смотрю на этот крестик. Ведь это целая история чьей-то жизни и чьих-то надежд. Его хозяин прикладывал к губам перед важными событиями, надеялся на его исцеляющую силу во время болезней. Молился и думал о нем. Все его мысли и все его «самое» в этом медном крестике.

Возвращаюсь в Новгород, гуляю по Большой Московской, Дворцовой, Федоровскому Ручью. Город немноголюден, некоторые улицы и вовсе пусты. Иду в сторону ресторана, в котором, по словам друга, вкуснейшая исконно русская кухня.

Ресторан приятен и светел. Его стены украшают черно-белые портреты и фотографии царей. Вот Николай II и Александра Федоровна в царских нарядах. Александр III с Марией Федоровной и цесаревичем Николаем. Женщины на этих фотографиях чаще в белых одеждах, мужчины строги и суровы.

И только цесаревич Николай излучает какую-то внутреннюю доброту и юношеский задор.

Ресторан оборудован полками, на которых стоят книги. Рассказы Бунина, Чехова, «Идиот» Достоевского и прочие. Выбираю наугад книгу. Куприн. Открываю страницу. Пока готовят еду, читаю рассказ «Белый пудель».

Одно за другим на столе появляются строганина из лося, сельдь с луком и отварным картофелем, похлебка из утки, щи купеческие, уха из ильменского ерша с улиткой из слоеного теста, драники с деревенской сметаной и малосольными огурчиками, курник, кулебяка. Стоп. В общем, на столе появились щи и салат приморский. Было вкусно.

— Простите, а в Нижнем Новгороде есть ночные клубы? — обращаюсь к официантке.
— В Великом, — исполненная достоинства и значимости отвечает официантка.

Вопрос о клубах остается открытым.

Вместо послесловия.

Когда книжники и фарисеи привели к Иисусу блудницу, которую по правилам нужно было побить камнями за пороки, Иисус обратился к ним со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Фарисеи и книжники отступили. Но тогда не было интернета, и фарисеи не могли выбрать себе конфетку по сердцу. А я могу, у меня есть интернет.

Но приехала женщина не то что не похожая на изображенную на сайте новгородского досуга, а полный ее антипод. Стоит у двери, смотрит. Я смотрю на нее.

— Почему чужие фото используете? — строго спрашиваю, понимая, что ничего, кроме задушевного разговора, нам не предстоит.
— Это мои.
— Да?
— Да.
— А мне кажется, нет.
— Просто я сегодня устала. Поэтому выгляжу немного хуже.

Женщина, внешне напоминающая крепкую тумбочку, с трудно различимыми первичными половыми признаками вытянула маленькую пухлую ручку:

— Я работаю по предоплате. Сколько будете брать часов?

«Часов?!».
— Мне хватит одного.

Получив три с половиной тысячи, проститутка Ольга присела рядом.

— Кем работаете?
— Я писатель.
— А-а-а. И фамилия ваша Пушкин? — проститутка Ольга обнажила желтеющие зубы.
— Нет. У нас с Пушкиным только носы одинаковые.
— Нормальный нос, — проститутка Ольга рассматривала меня лицом, на котором из эмоций угадывалось только полное безразличие.
— Новгородчанка? — поинтересовался я.
— Хм. Писатель. Новгородка я, — исправила меня проститутка Ольга.
— И как вам Новгород?
— Нормально.
— Вы отсюда родом?
— Нет.
— А откуда?
— Из Абырвалглавля, — проститутка Ольга явно не хотела сообщать город, откуда приехала.

Мы включили телевизор. Ольга потянулась по-кошачьи (насколько ей позволяло смешное квадратное тельце), начала раздеваться.
— Не, не надо, — остановил ее, — лучше расскажите мне чем Новгород отличается от Москвы.
— Я не была в Москве, — сухо ответила проститутка Ольга, — но в Новгороде лучше.

Новости и материалы
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
Все новости