Пенсионный советник

«Спящие» карты

Более половины выпущенных банковских карт в России не используется

Дарья Исполнова 14.08.2008, 19:44
Pixland / East News

Более половины выпущенных банковских карт в России не используется. Боясь скрытых процентов, россияне отказываются активировать бесплатные карты, которые им присылает банк.

Более половины пластиковых карт, эмитированных в России, — «спящие», то есть в течение последних трех месяцев по ним не проводилась ни одна операция. Об этом сообщил начальник управления развития розничных платежей Банка России Вадим Кузнецов, выступая на Третьей международной конференции «Банковские карты: эффективный бизнес».

Всего в России на 1 июля 2008 года выпущено более 111 млн карт. 96,8 млн из них приходится на международные платежные системы Visa и MasterCard. При этом, по словам Кузнецова, у Visa более 50% активных карт, у MasterCard – чуть более 30%. Еще около 16,6 млн карт эмитировали российские платежные системы, которые представлены «Золотой Короной», STB Card, Union Card, Accord, NCC и ОРПС (новый бренд «Сберкарт»). У них доля активных карт повыше: 60–70%.

Банки называют несколько причин такого большого количества ненужного пластика.

«Значительный процент занимают «пустые» карты, которые банки рассылают клиентам. Их необходимо активировать через колл-центр, а зачастую людям неохота этим заниматься», — объясняет председатель правления СДМ-Банка Максим Солнцев. Кроме того,

из-за скрытых процентов россияне не хотят активировать бесплатные карты, выпущенные без клиентской заявки.

Тем не менее активно выпуская карты в таких количествах банки стремятся, в первую очередь, наработать карточную клиентскую базу, создать объем эмиссии. Ведь клиент, согласившийся на карту, но не использующий ее, это в любом случае потенциальный заемщик-пользователь карты, отмечает начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Елена Гусева. «Имея богатую клиентскую карточную базу, банк, сделав интересное финансовое предложение своим клиентам, уже имеющим карту, получает не просто заемщиков, а лояльных клиентов, готовых активно пользоваться полученным продуктом. Как показывает практика, подобные предложения «спящим клиентам» дают хороший эффект», - говорит Гусева.

«Мощным стимулом для активного употребления являются карты, за которые заплатили – по ним расход хочется оправдать – вот ими и пользуются», — отмечает большинство опрошенных «Газетой Ru» банкиров. Кроме этого, росту активности «пластика» способствуют маркетинговые акции и программы лояльности, которые организуют банки и платежные системы, добавляет начальник управления платежных карт Промсвязьбанка Ирина Гаранина.

Иногда выпущенные банковские карты просто остаются невостребованными. «Клиенты могут заполнить заявление на карту или заказать новую карту через интернет, поскольку старая закончилась. А потом по каким-то причинам не приходят, и карты лежат в банках», — отмечает заместитель правления Русь-банка Валерий Кардашов.

Многие карты были эмитированы в рамках зарплатных проектов, у некоторых пользователей может быть не одна, а несколько таких карт. По словам Солнцева,

«зарплатки» выпускаются на срок до пяти лет. За это время человек успевает сменить несколько мест работы. При этом карты с предыдущих мест он оставляет себе, не пользуясь ими.

В целом основная проблема в том, говорят банкиры, что уровень развития рынка в части культуры использования населением банковских карт несколько отстает от динамики эмиссии. «То есть люди соглашаются получить карту, зачастую как дополнение к другому банковскому продукту, не понимая, зачем она им нужна и как ею пользоваться», - поясняет Гусева.

Но даже тем россиянам, которые употребляют пластик по назначению, он нужен в основном лишь для того, чтобы снимать деньги. Такие данные приводятся в исследовании компании Profi Online Research, опубликованном в конце мая.

70% россиян, имеющих карты, используют их для получения зарплаты.

Только половина респондентов применяет их для оплаты покупки или услуг, 45% опрошенных копит на карте деньги, 24% — погашает кредит, 10% — оплачивает покупки за рубежом, чтобы не менять валюту.

При этом, несмотря на то, что банковская карта дает более высокую безопасность по сравнению с использованием наличных, россияне боятся махинаций, связанных с карточками. По этой причине более 60% пользователей снимают деньги либо в банкомате отделения банка, либо в автосалонах, торговых и бизнес-центрах, где к банкомату трудно прикрепить считывающее устройство. Лишь 3% снимают деньги в банкоматах на улице.