Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Спайс бойз»: наркохоррор, который уничтожает веру в справедливый мир

Рецензия на фильм «Спайс бойз»

Вечером 3 октября на Московском международном фестивале (ММКФ) состоится премьера белорусского треш-хоррора «Спайс бойз» — про свадьбу, которая оборачивается кровавой баней после того, как жених с друзьями накуривается спайсом. Одну из главных ролей в ленте исполнил звезда сериала «Кадетство» и франшизы «Елки» Александр Головин. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков уговаривает его не смотреть.

Пара дисклеймеров. В лиде к моей рецензии на фильм Джаника Файзиева «Вратарь Галактики» говорится, что его можно записывать в худшие фильмы года. Так вот, худший — это «Спайс бойз» Владимира Зинкевича. Пока сложно представить, что кто-нибудь сможет его переплюнуть. На всякий случай хочется обратиться к 2020-му: пожалуйста, остановись.

Премьера ленты пройдет 3 октября на ММКФ. Я сочувствую всем, кого занесет в девятый зал кинотеатра «Октябрь» этим прохладным осенним вечером. Если вы читаете этот текст заранее — одумайтесь, у вас еще есть время спастись.

Раз уж мы собрались говорить о «Спайс бойз» в формате полнометражной рецензии, чего фильм не заслуживает, нужно попытаться его каталогизировать. Бывают ситуации, когда верные слова будто вертятся на языке, но точные формулировки так и не дают о себе знать. Здесь это «хоррор» и «черная комедия» (сами авторы еще настаивают на «триллере»), но «Спайс бойз» — это, конечно, ни разу не хоррор, не триллер и не черная комедия. Он не страшный и не смешной, а попросту отвратительный (совсем не в том смысле, какой предполагают некоторые фильмы ужасов). В тексте для «Канобу» моя коллега Анастасия Коростелева назвала ленту «попыткой белорусского «Реквиема по мечте». Попытка — не пытка, говорите? Ну-ну. Если это и реквием по какой-либо мечте, то по мечте о хорошем кино.

«Спайс бойз» изначально задумывался короткометражкой (и это чувствуется), а родился под впечатлением от сводки новостей. В 2014 году в белорусском Гомеле трое ребят накурились спайсом, двое из них вырезали своему товарищу глаза. О ленте по мотивам этих событий стали писать весной прошлого года. Тогда Зинкевич охотно давал комментарии прессе и рассказывал про свое «непреодолимое желание создать наглядное пособие для тех, кто еще допускает мысль о том, чтобы попробовать наркотики». Проблема в том, что «Спайс бойз» не работает даже как антинаркотическая агитка. Осмелимся предложить режиссеру идею для следующего проекта: фильм о том, что терроризм — это плохо, где полтора часа одни люди будут на камеру отрезать головы другим, параллельно вещая какую-то чушь.

Но пока разберемся с насущным. Гомельская трагедия трансформировалась в следующий сюжет: парень Чистый (Александр Головин), недавно вернувшийся из армии, готовится жениться на Инне (Анна Андрусенко). Со стороны жениха — приятели Ламбада (Александр Тарасов) и Колбаса (Владимир Аверьянов). Со стороны невесты — подруга Василиса (Маргарита Аброськина). Пока Инна занимается платьем, мужская часть команды отправляется смотреть загородный дом, где завтра планируется проводить торжество. На месте они решают остаться и закатить мальчишник, появляется еще несколько лиц женского пола, чуть позже приезжают разгневанные Инна и Василиса, все пьют. Затем Чистый, Ламбада и Колбаса раскуриваются сомнительным миксом и устраивают кровавую баню.

Если предыдущий абзац показался вам длинным и нудным, дело не в тексте — то же испытываешь во время просмотра. Фильм, согласно всем источникам, длится 1 час 40 минут, но по ощущениям — все три, из которых полтора уходят на завязку. Это время не тратится на знакомство с героями — они просто занимаются какой-то бессмысленной ерундой и ведут бессмысленные диалоги с вкраплениями мемных афоризмов, а лента с садистской ухмылкой заставляет за этим наблюдать. Присутствовать на многочасовой вечеринке (к тому же унылой) и смотреть многочасовую видеозапись многочасовой вечеринки (к тому же унылой) — совсем не одно и то же. Но Зинкевича то ли не посещала эта очевидная мысль, то ли он не слышал про монтаж.

После сцены с употреблением спайса садистская ухмылка превращается в кровожадную гримасу. Кажется, зритель «Спайс бойз» может стать свидетелем какого-то совершенно нового вида экранного насилия. Оно не брутально и эстетично, как у Квентина Тарантино, Гая Ричи или Райана Мерфи (см. «Рэтчед»). Оно не вызывает улыбку, как в трешовых комедийный хоррорах, и не шокирует, как в «Пиле» и других телесных ужастиках. Его тут просто положили и оставили, не снабдив смысловой и художественной подоплекой. Возможно, дело в залежавшемся сэндвиче, но я готов поклясться, что впервые в жизни ощутил физические рвотные позывы от происходящего на экране. На моем отношении к наркотикам (для читателей из Роскомнадзора: сугубо отрицательном) это никак не сказалось.

Просто героям невозможно хоть немного сочувствовать. Почти все они — довольно омерзительные личности и без наркотиков, единственная жертва всего этого кошмара — человек в зрительном зале. Как сознание под воздействием психоактивных веществ становится сегментированным и разрозненным, так и традиционные для кинематографа и вообще сторителлинга элементы здесь рассыпаны в произвольном порядке. Накурившихся пацанов до титров не отпускает, а фильм так и не собирается в нечто цельное. Название намекает, что кино вроде бы про «бойз», а не «герлз», но в итоге на первый план внезапно врываются женщины (феминизмом и не пахнет, если что). На первых плевать, потому что они твари, а на вторых — потому что о них толком ничего не известно.

Совсем уж тошно становится от того, насколько высокопарной оказывается вся затея — при полном несоответствии конечному результату. Лента закрывается говорящей головой потерпевшего в гомельском деле, который рассказывает, что больше всего боится просыпаться. В начале фильма звучит «Run Through the Jungle» группы Creedence Clearwater Revival, в финале — «Knockin' on Heaven's Door» Боба Дилана. Первая была одним из самых известных сочинений о Вьетнаме, вторая дала название немецкой драме с Тилем Швайгером. То есть, можно предположить, что для самого Зинкевича это фильм про настоящую войну. Да не с кем-нибудь, а с самой смертью! Вот только по новым данным разведки, мы воевали сами с собой.

В общем, после «Вратаря Галактики» хотелось обратно на карантин, но он хотя бы был добрым. После «Спайс бойз», что особенно страшно для человека моей профессии, хочется немного отдохнуть от кино.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости