«Черное зеркало» 5.0: VR-гей-драма, зло соцсетей и трагедия Майли Сайрус

VR-гей-драма, зло соцсетей и трагедия Майли Сайрус: обзор 5-го сезона «Черного зеркала»

На Netflix вышел пятый сезон антиутопической технотриллер-антологии «Черное зеркало». Как и раньше, сценарии ко всем новым сериям написал шоураннер проекта Чарли Брукер, а в роли режиссеров выступили Оуэн Харрис (до этого — эпизоды «Я скоро вернусь» и «Сан-Джуниперо»), Джеймс Хоус («Враг народа») и норвежская постановщица Анне Севитски. Из крупных звезд на экране в этот раз оказались звезда «Мстителей» Энтони Маки, известный по «Шерлоку» Эндрю Скотт и певица Майли Сайрус. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел все три свежих эпизода — и коротко рассказывает о каждом из них.
1 «Страйкинг Вайперс»

Режиссер: Оуэн Харрис

Если совсем коротко, то «Страйкинг Вайперс» — один из сильнейших эпизодов «Черного зеркала» за долгое время. Во многом потому, что посвящен слишком недалекой от сегодняшнего дня дилемме. И еще благодаря наличию фразы «Я трахнул белого медведя — и все равно не смог забыть тебя». Если подробнее, то режиссер Оуэн Харрис, до этого снявший эпизоды «Я скоро вернусь» и «Сан-Джуниперо», объединенные идеей оцифровки человеческого сознания, в третий раз попал точку. «Страйкинг Вайперс» (это название файтинга, построенного на полном погружении в виртуальную реальность) продолжает тему дигитализации — разве что со смертью серия никак не связана. Сценарист Чарли Брукер берет актуальные вопросы гендерной и сексуальной самоидентификации и подбирает для их анализа крайне щекотливую (ох и припечет же у гомофобов) оптику: если наши цифровые профили-аватары — продолжение нас самих, можем ли мы рассматривать эротическую связь между ними как настоящую? И если да, то стоит ли приравнять ее к сексу в реальном мире — или выделить в отдельную категорию? Определяться с ответом нам, вероятно, придется в относительно ближайшем будущем. Впрочем, время еще есть — и пока можно посмотреть на душевные метания в исполнении блистающего тут Энтони Маки.

2 «Осколки»

Режиссер: Джеймс Хоус

До последнего кажущаяся не самой убедительной серия, которая успевает эффектно развернуться на последних секундах хронометража. Своеобразный сиквел короткометражки «Преследуя синдром Котара» с одним-единственным Эндрю Скоттом на экране (в «Осколках» он тоже играет, но уже далеко не в моно-режиме) вперемешку с экранизацией билборда с социальной рекламой. Эпизод не привносит ничего принципиально нового в дискуссию о влиянии соцсетей (и стоящих за ними злых техногигантов из Кремниевой долины) на наши жизни и процесс потребления информации, однако все же держится на плаву за счет ярких вкраплений черного юмора и неоспоримого драматического таланта Скотта. Дополнительный балл — за вступление из «Daydreaming» с последнего альбома Radiohead, которая автоматически украсит любое экранное действо.

3 «Рэйчел, Джек и Эшли-робот»

Режиссер: Анне Севитски

Последний в сезоне эпизод вызывает противоречивые впечатления. Линия поп-дивы Эшли О (Майли Сайрус), с одной стороны, походит на клишированную байку о загибающемся таланте, которому злой менеджер (в данном случае — менеджерша) не позволяет выходить за рамки продающегося имиджа. С другой, учитывая резкую метаморфозу самой Сайрус, случившуюся шесть лет назад, все это наводит на мысль если не о полной, то хотя бы частичной биографичности: в конце концов, вряд ли бы аристка, досконально знакомая с механизмами шоу-бизнеса, подписалась бы на участие в полнейшей небылице. Под конец «Рэйчел, Джек и Эшли-робот» начинает напоминать странный ремейк «Элвина и бурундуков», но подобная встряска скорее играет на руку сериалу, пытающемуся преодолеть кризис идей.