Капитан Америка Стив Роджерс (Крис Эванс) как никогда близок к тому, чтобы превратиться в Мистера Вселенную. География перемещений героя и его команды Мстителей постоянно расширяется. Однажды борьба с терроризмом приводит их в небольшую африканскую страну. Здесь случается накладка — телепатические способности Алой Ведьмы (Элизабет Олсен) играют с ней злую шутку, гибнут люди, американское правительство понимает, что отряд супергероев из козыря превращается в обузу, и решает выпустить закон, ограничивающий их полномочия. Духовный лидер Мстителей Тони «Железный человек» Старк (Роберт Дауни-младший), скрепя сердце, признает целесообразность правительственных инициатив. Идеалист Роджерс выступает против. В итоге разделившимся по идеологическим причинам героям приходится готовиться к настоящей Гражданской войне (таково оригинальное название фильма).
Тем временем настоящий враг не дремлет — за спиной у занятых цеховыми разборками героев сверкает глазками и злобно интригует человек по имени Земо (Даниэль Брюль), одинаково ненавидящий обе стороны конфликта.
«Противостояние» — это особенно важная для вселенной Marvel картина. Во-первых, сюжет о братоубийственном сражении супергероев крайне важен для комиксового канона. Во-вторых, фильм выходит сразу после «Бэтмена против Супермена», и в этой ситуации особенно важно было не ударить в грязь лицом. Картина братьев Руссо, которые до этого сняли крайне удачный предыдущий фильм про Капитана («Другая война»), не столько справляется с обеими задачами, сколько с переменным успехом уклоняется от их решения. Авторы рассказывают, что «Противостояние» стало первым фильмом, в котором киновселенная Marvel пошла кардинально другим путем по отношению к исходному комиксу. Развилка эта была, в общем, предсказуема — экранные воплощения рисованных героев получили объем благодаря харизме актеров и самостоятельным (хоть и основанным на комиксах) характерам. Кроме того, первый «Железный человек», с которого началось сотворение киномира, изначально задал тенденцию к очень тесной связи фильмов с окружающей зрителя реальностью.
Достаточно вспомнить, что режиссер Джон Фавро придумывал свою версию Тони Старка, вдохновляясь биографией миллиардера-гения из ЮАР Илона Маска.
В «Другой войне» братья Руссо крайне удачно адаптировали под блокбастер жанр параноидального триллера в духе «Трех дней Кондора» Сидни Поллака: на фоне нового витка «холодной войны» между Россией и США этот шаг выглядел абсолютно оправданным и актуальным. В «Противостоянии» они идут одновременно вперед и в сторону, выстраивая конфликт между супергероями в жанре психологической гангстерской драмы. И вот эта попытка жанрового эксперимента стала главной проблемой картины. В предыдущем фильме Капитан Америка, оказавшись вне закона, действовал в основном инкогнито — без костюма. Когда же он и его помощница Черная Вдова (Скарлетт Йоханссон) переодевались в трико, это полностью укладывалось в параноидально-галлюциногенное настроение сюжета.
Здесь же градус драматизма постоянно сбивается внешними свойствами героев — выглядит это местами так, будто Дональд и Даффи Даки решили всерьез разыграть Шекспира. Ситуацию мог бы, как обычно, спасти Дауни, но с ним у студии вышел конфликт. Поэтому в критические моменты он не разряжает обстановку искрометным бенефисом, а скорбно молчит в камеру — выглядит так, словно ему в отместку за непомерные гонорарные аппетиты не написали подобающих лидеру Мстителей реплик. Отличный артист Брюль тоже ситуацию не спасает, поскольку, несмотря на решающее участие в сюжете, в полной мере его герой раскроется только в последующих сериях. Второстепенные герои вроде Железного Патриота (Дон Чидл) и Ястреба (Джереми Реннер) также выступают скорее в роли энергичной массовки.
То же касается, наконец, двух новых персонажей киновселенной — Черной Пантеры (Чедвик Боузмэн) и очередной инкарнации Человека-паука (Том Холланд). Они эффектно появляются, но решающей роли в картине целиком не играют.
Заваленная драматическая линия, конечно, не помеха зрелищному экшену, но из двух с половиной часов, которые идет фильм, действительно эпическим схваткам отведено всего минут сорок, что может вызвать у зрителей понятное раздражение. Это все, впрочем, касается лишь тех, кто привык, что фильмы Marvel — больше чем комиксы. Никаких аллюзий на окружающую реальность и всякое такое здесь нет и в помине. Зато есть новое прочтение классического комикса, и оно наверняка привлечет в кинозалы гиков, которых не смущает, что Капитан Америка упорно пытается стать трагическим героем, сверкая глазами сквозь прорези в дурацкой шапочке.