Пенсионный советник

Будущим любителям московского зодчества

Открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва»

Велимир Мойст 23.05.2013, 15:41
Открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» ЦДХ
Открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва»

В ЦДХ открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», которая подразумевает неиссякаемость околостоличных интересов для зодчих любого поколения.

Преподносить архитектурные идеи широкой публике всегда несколько сложновато, поскольку для считывания проектов «с листа» или даже «с макета» нужны определенные навыки — почти такие же, как для считывания нот с партитуры. Да и когда сооружение возведено в реальности, бывает, годы пройдут, пока общественность примет авторскую концепцию или хотя бы с нею смирится. Выходит едва ли не парадокс: архитектура адресована буквально всем и каждому, даже тем, кто никакими искусствами отродясь не увлекался, но донести до народных масс, что же имелось или имеется в виду, — большая проблема. Понятно, что у «Арх Москвы» эта задача не единственная, и все-таки она существует: надо бы растолковать населению, какие процессы происходят в сегодняшнем зодческом мире.

Завтра в этой среде, пока еще полностью или наполовину виртуальной, нам всем придется обитать.

Поэтому затеи, предназначенные преимущественно профессиональному сообществу (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т.п.), все же следует считать делами хоть и важными, но слегка факультативными. Формат «Арх Москвы» подразумевает скорее зрелищный культпросвет, нежели сугубо цеховый смотр. Вопрос лишь в том, насколько популяризация вступает или не вступает в противоречие с подлинной «повесткой дня».

Собственно, все предыдущие годы устроители искали баланс, позволяющий сочетать актуальную практику с рассказом о том, как могло бы все в целом обстоять неплохо, если бы архитектурным фантазиям никто не мешал.

В итоге был выработан следующий алгоритм: по четным годам «Арх Москва» является составной частью Биеннале архитектуры, то есть служит плацдармом для интернациональных «отчетов о проделанной работе» и вообще для предъявления всяческой «взрослости», а по нечетным — выступает площадкой для экспериментов, в том числе юношеских, под девизом «Next!». Деление получилось довольно-таки условным, но год нынче нечетный, в силу чего — все же «Next!».

Сразу оговоримся, что без мэтров тут не обошлось. Хотя бы по трем причинам: во-первых, на нынешней «Арх Москве» традиционно представлена экспозиция под названием «Архитектор года» (эту нишу нынче заполняет проект «Музей архитектурного рисунка» от победоносного бюро «SPEECH: Чобан&Кузнецов»).

Во-вторых, мэтры с неизбежностью фигурируют на выставке «Новая Москва», где отображены как уже воплощенные объекты вроде офисного комплекса «Аэрофлота» или школы управления «Сколково», так и масштабные грядущие планы — помянуть хотя бы градостроительную концепцию под названием «Полуостров ЗИЛ».

В-третьих, имена признанных мастеров зодчества иной раз встречаются на стендах коммерческой части экспозиции, где заявлены интересы и чаяния 168 компаний, бюро и фирм из девяти стран.

Однако акценты на будущность, далекую или близкую, все равно должны были быть поставлены, что и произошло. Наиболее очевидным ходом в эту сторону стало включение в «Арх Москву» выставки «ArchPrix International», собравшей 300 лучших дипломных работ архитектурных школ всей планеты, равно как и демонстрация произведений номинантов отечественной премии «Авангард», которая вручается лучшему молодому архитектору России (конкурсным заданием служил проект автобусной остановки).

Впрочем, возникла здесь и еще одна интрига, мало связанная с возрастом участников.

Ни в каком официальном слогане сей тезис не звучит, но на пресс-конференции прямо было объявлено: нынешняя выставка — о Москве, явно или косвенно. Когда-то бывали на «Арх Москве» и центробежные установки, подразумевавшие перенесение «центра» в провинцию, но теперь все составляющие опять подтянулись к столичным вопросам. Недаром Сергей Кузнецов, новый главный архитектор Москвы, почтил своим присутствием открытие выставки, а Москомархитектура стала одним из ее патронов. Свои предпочтения Кузнецов выразил на пресс-конференции фразой: «Нам необходимо создавать общую конкурентную среду, независимо от тех «партий», к которым принадлежат те или иные архитекторы».

Иными словами, вслух заявлена позиция открытости к предложениям о том, как нам обустроить столицу — и старую, и новую ее части.

Типа что-нибудь спасти, а что-нибудь довести наконец до мирового уровня. Целый ряд показов призван поддерживать такую позицию: взять хотя бы выставку «Зеленая Москва», где развернуты широчайшие перспективы продвинутого озеленения в пределах МКАД. Посмотришь — залюбуешься. Но вот автор этих строк, глядя на проекты превращения столицы в рай земной, почему-то вспоминал фразу, довольно уже давнюю, из письма своего приятеля: «Этот город теперь не мой, делайте с ним что хотите, даже пальцем не шевельну в защиту, поскольку защищать уже нечего». Интересно же: после всех инноваций и контринноваций появятся все-таки защитники того, что получилось или могло бы получиться?