Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Африке — блистать, Европе — думать

Новые выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии»: псевдогламурные «Иллюзии жизни» Валери Белен и африканские портреты от Сейду Кейта

Новые выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии»: псевдогламурные «Иллюзии жизни» Валери Белен и африканские портреты от Сейду Кейта.

Тема нынешней фотобиеннале звучит как «Красота: мифы и источники вдохновения», что подразумевает не столько упоение прекрасным, сколько его рассмотрение с разных сторон. Пожалуй, две новые выставки «Моды и стиля», открывшиеся в Мультимедиа Арт Музее, этому девизу соответствуют как нельзя более. Обе они, каждая на свой лад, будто бы провозглашают эстетические идеалы – и обе содержат подоплеку, заставляющую сомневаться в идеальности предлагаемых образов. Но обо всем по порядку.

Уже само название «Иллюзии жизни» должно бы настораживать зрителя, оказавшегося на выставке француженки Валери Белен. А ее собственноручные комментарии к нескольким сериям, представленным в экспозиции, напрямую дают понять:

красота здесь исследуется, а не воспевается.

Внешнее сходство с глянцевыми прообразами – лишь прием, позволяющий обнаруживать и расширять бреши в «крепостных стенах» гламура, с виду неприступных. Однако не стоит относить Валери Белен к числу безоглядных критиков общества потребления. В ее случае вернее говорить не о пародии, а об инфильтрации, проникновении в суть методов постановочной съемки, изначально направленных на утверждение всевозможных «красивостей». Француженка только переставляет акценты, не меняя ни форматов, ни технологий.

В результате возникают циклы работ, основанные на двусмысленности восприятия.

Скажем, в серии «Черноглазая Сьюзен» на портреты барышни, одетой и причесанной в духе 1950-х годов, наложены цветочные композиции. Красота будто бы удваивается, на деле же – растворяется до орнамента, почти до беспредметности. А преувеличенная яркость и барочная замысловатость «Корзин с фруктами» рождает ощущения, далекие от гастрономических, хотя правилами жанра именно они вроде бы и предусмотрены. Черно-белые кадры двигателей, изъятых из автомобильного чрева, ассоциируются скорее с беззащитной плотью, нежели с совершенной механикой, а портреты манекенов заставляют лихорадочно перебирать в памяти признаки, отличающие живое от искусственного.

В качестве инструмента для придания своим работам смысловых колебаний Валери Белен использует практику поп-арта, когда один и тот образ варьируется в незначительном диапазоне. Однако «тиражность» подразумевает здесь конвейер не в буквальном, производственном значении, а метафорически. Например, в серии «Бальные танцы» дуэты исполнителей застывают в идентичных ракурсах, но люди меняются от кадра к кадру. Художница не скрывает, что обращает таким образом внимание на «идею социального конформизма». А принаряженные и наштукатуренные модели из цикла «Чернокожие женщины» иллюстрируют зыбкость грани между естественной красотой и мертвящими канонами.

Совсем иного рода каноны – наивные, самопальные, трогательные, – фигурируют на ретроспективной выставке Сейду Кейта, студийного фотографа из малийского Бамако, получившего незадолго до смерти мировое признание. В 1940—1950-е годы он работал не просто вдалеке от художественных центров вроде Парижа и Нью-Йорка, а в полнейшей изоляции от фотографической культуры как таковой. Весь его творческий арсенал был плодом собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В немалой степени эти представления диктовались вкусами клиентов –

простых малийцев, приходивших к Кейта с целью заполучить свои парадные портреты.

И хотя со временем Кейта дослужился до титула государственного фотографа, запечатлевавшего верхушку страны, он так и не стал прожженным профессионалом, по собственному усмотрению оперирующим различными стилями и манерами. С самого начала и до конца своей карьеры Сейду Кейта руководствовался идеей, что

необходимо идти навстречу заказчику, подыгрывать его потаенным желаниям, приподнимать его в собственных глазах.

И вот такая немудреная тактика неожиданно принесла ему общемировую известность в начале 1990-х, когда его работами заинтересовался французский искусствовед Андре Манин.

Оказалось, что портретная галерея от Кейта – не просто занимательная этнографическая коллекция, но еще и набор фотографических шедевров.

Придавая клиентам в студии те или иные позы, облачая их во всевозможные одеяния и снабжая их «экзотическими» аксессуарами вроде радиоприемника, велосипеда и мотороллера, Сейду Кейта, как выяснилось, формировал оригинальную эстетику. Она была с восторгом принята в Европе и в Америке.

Нынешняя выставка из собрания Жана Пигоцци – фотографа, бизнесмена, плейбоя и мецената в одном лице, – наглядно демонстрирует характерные особенности метода, выработанного малийским самородком.

Обрядить даму в узорчатый балахон, перекликающийся с орнаментом задника, превратить работягу в денди, сделать из темнокожих тинейджеров почти настоящих ковбоев

– подобными способами Кейта будоражил подсознание клиентов, даря им образы из мечты. И ничего, что иной раз атрибуты роскоши и довольства собой соседствовали с травой или гравием на переднем плане, – это все мелочи по сравнению с восторгом от карнавальной «вечности». Вряд ли нужно говорить, что эта разновидность «гламура» имеет мало общего с рекламной индустрией в ее «цивилизованном» формате. Здесь красота представлена как народный миф, а источником вдохновения служит смутное желание модели выбраться из обыденного круговорота, преобразиться в «другого себя». И у Сейду Кейта имелись надежные рецепты, чтобы это осуществить. Правда, применить их здесь и сейчас уже не получится – необходима ментальность простого африканца из 40–50-х, которой нынче не всякий житель Черного континента способен похвастать. Остается оценивать «чудо» со стороны.

Новости и материалы
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Все новости