Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Гномам на смех

В российский прокат вышел «Хоббит: Нежданное путешествие» — первая часть новой трилогии Питера Джексона о мире Средиземья

Егор Москвитин 20.12.2012, 10:35
__is_photorep_included4899157: 1

В российский прокат вышел «Хоббит: Нежданное путешествие» — первая часть новой трилогии Питера Джексона о мире Средиземья.

В сказочное Средиземье, придуманное британским писателем Толкиеном между двумя мировыми войнами, приходит беда. Дракон Смог захватывает Одинокую гору, служившую домом и сокровищницей народу гномов. Окрестные земли, некогда населенные людьми, пустеют: Смог неравнодушен не только к золоту, но и к человечине. Неприкаянные гномы скитаются по миру и создают неприятности для всех остальных: ссорятся с эльфами и форсируют всеобщую войну против орков и гоблинов.

Спустя много лет тринадцать самых упрямых бородачей во главе с Торином Дубощитом появляются в Шире – маленькой и уютной, как британские острова, стране хоббитов – людей-полуросликов с мохнатыми, будто у зайцев, ногами.

Сюда их приводит мудрый маг Гендальф — серый, но добрый кардинал Средиземья, ведущий тихую, но бескомпромиссную войну против вселенского зла. Волшебник убежден, что неприметный мещанин Бильбо Бэггинс, проживающий в Шире, способен помочь гномам вернуться на родину, победить дракона и восстановить город-в-горе. Упитанный и трусоватый домосед Бильбо от идеи не в восторге, но его особо и не спрашивают. Устроив знатный переполох в норе у хоббита, тринадцать гномов, волшебник и полурослик отправляются в великое странствие, которое предопределит всю судьбу Средиземья.

Пересказывать завязку «Хоббита» так же неловко, как объяснять, кто такой Винни-Пух и что делала в Стране чудес Алиса, но у жанра рецензии есть свои каноны.

После того как Питер Джексон заменил на посту режиссера своего друга-мистика Гильермо дель Торо, многие предположили, что «Хоббит» будет отличаться от «Властелина колец» разве что бюджетом на спецэффекты, 3D-форматом и суперреалистичными 48 кадрами в секунду вместо привычных 24. А значит, зрителей ждет дорога домой: история одновременно эпическая и уютная, веселая и страшноватая, сказочная и убедительная. Единственное решение Джексона и New Line Cinema, которое беспокоило фанатов, – идея сделать из маленькой книжки кинотрилогию, притом что этого формата было многовато даже для трех томов «Властелина колец». Опасения, что фильм окажется затянутым, оказались напрасными, надежды, что он будет похож на «Властелина колец», — тоже.

«Нежданное путешествие» заканчивается на том месте, где «Хоббит» едва переваливает за первую сотню страниц из двухсот пятидесяти.

Однако медлительной эта экранизация покажется только тому, кого в детстве не впечатлил лейтмотив книги Толкиена.

Ее центральная идея – мучительное прощание главного героя с домом и размеренным образом жизни ради того, чтобы такой же приют смогли обрести несчастные существа, которых он видит в первый раз.

Если бы Джексон форсировал приключения, как он это делал с и без того плотным повествованием «Властелина колец», то Бильбо Бэггинс как герой остался бы на втором, если не третьем, плане. Ведь в стычках от него пользы немного — зато в его голове происходят очень важные и интересные вещи.

Индивидуалист становится частью команды. Домосед превращается в воина. Слабый человек сначала чувствует вкус победы, а затем проявляет милосердие.

Все эти психологические метаморфозы (несколько комично, но убедительно изображенные британским актером Мартином Фрименом) с лихвой искупают тот факт, что треть фильма герои проводят, тоскливо шагая по новозеландским просторам.

К тому же во все остальное время на экране творятся удивительные вещи. Ситуация с наследием Толкиена сложилась таким образом, что Джексон и компания обладают правами лишь на «Хоббита» и «Властелина колец». Все остальное – «Сильмариллион», черновики, короткие рассказы – находится в ведении сына профессора, который ведет себя как тот самый дракон Смог: чахнет над златом и с помощью юристов испепеляет пришельцев. Поэтому Джексону, чтобы превратить детскую книжку в кинотрилогию, приходится цепляться за каждую строчку.

В «Хоббите» пересказывается вторжение Смога – и режиссер открывает фильм невероятной сценой битвы.

В книге мельком упоминается Некромант – и Джексон минут на пятнадцать вводит в сюжет олицетворение зла Саурона, переводя сюжет на совсем другой, более эпический уровень. В сказке есть пара строк про безумного мага-зоолога Радогаста – и Джексон пользуется этой оказией, чтобы полчаса развлекать зрителей умилительными ежиками и зайчатами, между делом наглядно объясняя команде режиссеров «Гарри Поттера», кто в Голливуде самый главный визионер. В книге мелькают Саруман и Галадриэль – и Джексон снимает сцену, в которой закручивается такая геополитическая интрига, что хочется поскорее собрать все шесть фильмов про Средиземье и проглотить их за сутки.

Насыщая сюжет неожиданными деталями, Джексон, однако, многое бесцеремонно перевирает и кое-где даже лукавит.

В книге Бильбо малодушно отнекивался от путешествия до последнего и в итоге получил пинок от Гендальфа. В фильме он решается на авантюру сознательно.

И таких разночтений десятки. Главное отличие от оригинала – в роли серого волшебника Гендальфа. Текст Толкиена допускал христианскую трактовку его образа — как Бога, чуда и воплощения веры. На трапезе у Бильбо гномы сидели вокруг него, как апостолы на Тайной вечери, и называли его бессмертным. А сам он то и дело исчезал и вмешивался в дела гномов только тогда, когда они исчерпывали собственные силы. В фильме гномы перестали быть волхвами верхом на осликах и стали куда более воинственными, а пиетета перед магом у них поубавилось. Бога из машины Гендальф больше не изображает, действуя на равных со всеми. Это, как ни странно, скорее плюс, чем минус: чем больше отличий между книгой и фильмом, тем интереснее познакомиться и с тем и с другим, причем в произвольной последовательности.

И да, на «Властелина колец» нынешний «Хоббит» совсем не похож. Пафоса здесь гораздо меньше, чем смеха. У Джексона, оказывается, превосходное чувство юмора, поэтому, в какую бы жуткую историю ни попали герои, зрители все равно только и делают, что смеются. Настоящая сказка, на которой не скучно ни минуты, – при условии что вы любите сказки.