Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Марш геростратов по галереям

Владимир Уманец и другие художники-вандалы: как художники и нехудожники уничтожали картины и другие произведения искусства

Вандализм в отношении произведений искусства — уголовно наказуемое хулиганство, изощренная форма манифестации политических взглядов и художественное переосмысление классики. «Газета.Ru» вспомнила самые известные случаи творческих разрушений за последние сто лет.

7 октября 2012 года поляк Влодзимеж Уманец испортил полотно великого американца Марка Ротко «Черное на коричневом», выставленное в лондонской Tate Modern: в углу картины он оставил свою надпись, в которой признал работу Ротко «потенциальным произведением желтизма». После содеянного Уманец не скрылся, а спокойно посидел на лавке, разглядывая обновленную картину, и не спеша удалился.

По его мнению, несколько слов маркером не испортили работу Ротко, а лишь увеличили ее стоимость.

Ему было предъявлено обвинение в «нанесении ущерба на сумму, превышающую пять тысяч фунтов стерлингов».

Поляк Владимир (Влодзимеж) Уманец вместе с товарищем Марчином Лодыгой являются единственными на планете представителями течения «желтизм» (Yellowism). Одиночество их не печалит: изобретатели «желтизма» ждут в ближайшее время экспансии этого течения, которое, указывает их манифест, не является ни искусством, ни антиискусством. Не только произведение искусства, но и любой предмет может быть причислен к «желтизму», отличительная особенность которого состоит в отсутствии творческого элемента.

Уманец признал себя виновным и ожидает приговора, указывая, что у него нет денег, чтобы компенсировать ущерб. Ну а пока за Уманца еще не взялись психиатры, как год назад за Андерса Брейвика, сложно судить его поступок с точки зрения здравого смысла. Уманец не был первым, кто решил «поправить» художника или использовать чужие произведения искусства для выражения собственных взглядов, и не все его предшественники отличались душевным здоровьем.

Мы почти ничего не знаем о Герострате, который успешно уничтожил храм Артемиды в Эфесе, но о сожженном храме знаем еще меньше. Слава Герострата достается не каждому:

никто не помнит имя машиниста подъемного крана, который в 1991-м, на пике народного подъема, сорвал памятник Феликсу Дзержинскому с постамента на одноименной площади, вскоре переименованной в Лубянскую. Подвиг безымянного крановщика, кстати, в августе этого года повторил водитель «КамАЗа», который в пьяном виде демонтировал памятник Ленину в Северной Осетии. Осетинские коммунисты уверены, что это был акт политического вандализма.

Сам термин «вандализм» происходит от названия племени — вандалов, которые в 455 году разграбили Рим, — и вошло в обиход в XIX веке, вскоре после Французской революции.

За 10 лет беспорядков революционные французы разрушили, по подсчетам историков, 168 памятников искусства и архитектуры.

Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Думается, французы опротестовали бы это определение. Равно как и суфражистка Мэри Ричардсон, которая в 1914 году попыталась изрубить тяпкой «Венеру с зеркалом» Веласкеса в знак протеста против дискриминации женщин; также ей не нравилось, что на Венеру безнаказанно глазеют холостые посетители Лондонской национальной галереи. Правда,

в результате действий Ричардсон (которая спустя 20 лет возглавила женское подразделение Британского союза фашистов) дискриминация женщин только усилилась: на некоторое время им запретили посещение галереи без сопровождения мужчины.

Вызванный похожими мотивами визит в Эрмитаж обошелся литовцу Бронюсу Майгису в шесть лет закрытой психбольницы.

В 1985 году он с криком «свободу Литве!» облил кислотой «Данаю» Рембрандта и дважды разрезал полотно ножом.

С диагнозом «вялотекущая шизофрения», который ставился в основном диссидентам, Майгиса упекли на Пряжку, а перед самым отделением Прибалтики от СССР перевели в литовскую психиатрическую больницу. Литовцы Майгиса выпустили, однако борцом за освобождение родины не признали. Реставрация «Данаи», потерявшей около трети красочного слоя, завершилась только в 1997-м, а сейчас она демонстрируется под бронестеклом.

Такое же бронестекло в 2009 году спасло «Мону Лизу», в которую наша соотечественница запустила кружкой — нервная барышня выместила на Леонардо обиду на то, что ей отказали во французском гражданстве. А защитили картину после 1956 года, когда один вандал облил нижнюю часть полотна кислотой, а второй швырнул в «Мону Лизу» камнем. Поэтому, когда в 1974-м «Мона Лиза» почти случайно, проездом из Токио, оказалась в ГМИИ имени Пушкина в Москве, на ней не было ни следа красной краски, которой японские продолжатели дела суфражистки Ричардсон, боровшиеся за права инвалидов, попытались обрызгать полотно.

Эскизу Леонардо «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» повезло меньше. В 1987-м выстрел в упор из обреза разбил стекло и прорвал 20-сантиметровую дыру в рисунке. Эскиз стоимостью $35 млн был испорчен ради демонстрации протеста против внешней и внутренней политики Великобритании.

В дореволюционной России борцом с кровавым режимом был и старообрядец Артем Балашов, который в 1913 году трижды пырнул ножом картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». «Довольно крови!» — кричал Балашов, кромсая ошеломившее современников ужасное лицо царя.

Новую голову Грозного написал сам Репин.

Но манера художника сильно изменилась за 30 лет, прошедших к тому времени с рождения картины. Поэтому, как только Репин уехал, реставратор Игорь Грабарь стер репинские краски и написал голову царя Ивана заново. Художник замены не обнаружил.

Вандализм — оружие не только на политическом, но и на художественном фронте, и Владимир Уманец и здесь не первооткрыватель этого творческого метода. В 1993 году «Писсуар» Марселя Дюшана использовал по прямому назначению француз Пьер Пинончелли: возможно, он просто не знал о том, что незадолго до этого Авдей Тер-Оганьян в московской Галерее на Трехпрудном выставил в качестве произведения искусства как раз писсуар, которым можно было пользоваться беспрепятственно.

Как бы то ни было, но спустя 13 лет Пинончелли вернулся к «Писсуару» Дюшана и разбил его молотком. 200 тысяч евро штрафа, которые выплатил 77-летний акционист, хватило на реставрацию.

Русские же художники добирались и до самых что ни на есть оригиналов. В начале 1997 года московский акционист Александр Бренер нарисовал знак доллара на шедевре из коллекции русского авангарда амстердамского музе «Стеделийк» — картине «Белый крест на сером фоне» Казимира Малевича. Вопреки нынешней практике почти единодушной поддержки скандальных акций, тогда мнения художественного сообщества — рассматривать ли этот жест с точки зрения свободы самовыражения художника или вандализма — разделились. Известный журнал Flash Art настаивал на том, что Бренер прибавил «новый эстетический компонент» к картине Малевича, а ныне покойный лидер петербуржской «Новой академии» Тимур Новиков расценивал акцию младшего коллеги как оскорбление культуры. Бренер отсидел в нидерландской тюрьме 5 месяцев; по мотивам его акции и последовавшего процесса в следующем году был снят фильм «Суд над Брунером».

Неожиданные сувениры достались туристам в соборе св. Петра в 1972 году, когда спятивший геолог вообразил себя Христом и напал с молотком на «Пьету» Микеланджело. Осколки разобрали очевидцы происшествия, нос Марии так и не нашли. А русский

художник Валерий Кошляков однажды нашел на помойке собственные работы. Несколько лет назад он шел на монтаж своей выставки и обнаружил возле галереи кучу своих картин, которые выбросила уборщица: по простоте она сочла их испачканными листами картона. И это тоже вандализм, хоть и ненамеренный.

Хуже поступил школьник из Детройта, который во время экскурсии прилепил жвачку к абстракции Хелен Франкенталлер: картина стоимостью в $1,5 млн осталась с пятном, а мальчик получил в качестве наказания освобождение от уроков.

«Вандализм по любви» обошелся живущей во Франции художнице из Камбоджи Ринди Сэм немного дороже, чем невежественному школьнику, — в 2001 евро. Именно столько присудил ей выплатить суд за то, что она поцеловала картину Сая Твомбли и испачкала ее губной помадой, причем 1 евро из этой суммы достался автору работы. А самая последняя история еще не окончена.

Недавно молодой художник Василий Субботин, член многообещающей краснодарской группировки ЗИП, в Государственной Третьяковской галерее лизнул картину Ван Гога с благовидной целью — чтобы получить часть таланта автора. С четверга инсталляцию ЗИПов «Утопия» можно будет видеть на выставке номинантов премии Кандинского: она вошла в шорт-лист премии, и если ребята получат ее, значит акция удалась.

Ван Гог пострадал за хорошее дело.

Новости и материалы
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Все новости