Фестиваль под тройным «Конвоем»

Фильм Алексея Мизгирева «Конвой» получил главные призы Сахалинского кинофестиваля



«Конвой» Алексея Мизгирева получил главный приз Сахалинского кинофестиваля

«Конвой» Алексея Мизгирева получил главный приз Сахалинского кинофестиваля

kinopoisk.ru
Фильм «Конвой» Алексея Мизгирева оставил без призов фаворитов «Сахалинского экрана».

В Южно-Сахалинске завершился фестиваль «Сахалинский экран». Скандальное, скажем прямо, решение жюри обсуждали и на выходе из местного кинотеатра «Октябрь», на ступенях кинотеатра во время итогового пресс-брифинга, в шатре, где проходил пресс-брифинг, по дороге в отель, за ужином и утром за завтраком. На небольшом, но заметном фестивале, на втором году своей жизни ставшем международным, судьи во главе с актером Леонидом Ярмольником отдали три приза из четырех фильму «Конвой» Алексея Мизгирева. Фантасмагория о двух офицерах, которые должны вернуть в часть сбежавшего солдата, в этом году представляла Россию на Берлинале, а на «Кинотавре» получила премии за лучшую мужскую роль (Азамат Нигманов) и лучшую музыку (Александр Маноцков).

В чем скандал? В том, что «Конвой» плох? Нет, не плох, а даже хорош и вполне достоин приза за режиссуру. Не вызывает протеста и присуждение награды Олегу Василькову за роль конвоира Игната. И в том, что фильм получил Гран-при, также нет ничего вызывающего.

Но все три трофея сразу — это уже повод для разговора.

Обычно фестивали устроены так, что решения по отдельным номинациям принимаются в результате общего обсуждения и редко в отрыве одно от другого. Иначе всякий раз лучший фильм собирал бы все титулы —

ведь странно считать, что в лучшем фильме не лучшим образом обстоят дела с режиссурой или актерской игрой.

Поэтому распределение призов оказывается компромиссом между выбором по «гамбургскому счету» и резонным желанием отметить достойные работы, которых в хорошей программе зачастую может быть больше, чем наград.

В распоряжении жюри были Гран-при лучшему фильму, приз за режиссуру и призы за лучшую мужскую и женскую роли. Плюс возможность вручить специальный приз с произвольной формулировкой. Возможность эта была использована, и китайская картина «Фортепиано на фабрике» получила спецприз за воплощение мечты в искусстве. Лучшей женской ролью назвали работу Марии Шалаевой в «Я буду рядом» Павла Руминова. Остальное — «Конвой».

Так, бывает, поступают, когда хотят сообщить, что прочие фильмы не заслуживают ничего. В случае программы «Сахалинского экрана» это не так.

Жюри проигнорировало прекрасно выстроенный роуд-муви иранца Мани Хагиги «Скромный прием» про парочку богатых горожан на «Лексусе», которые раздают мешки денег беднякам в горах Курдистана, вступая с ними в словесные и более серьезные перепалки. Это страшно увлекательный фильм, в котором вопрос, чем именно заняты странные дарители, превращает абсурдистскую комедию практически в триллер (в триллер, впрочем, ее превращает и развитие событий).

Хагиги сам написал причудливые ситуации и остроумные диалоги, срежиссировал и под собственным присмотром сыграл мужскую партию в дуэте героев.

Также без призов остались «Самурай без меча» непростого японского комика Хитоши Мацумото и «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Орде» Андрея Прошкина достался специальный приз почетного президента фестиваля Аллы Суриковой, а приз зрительских симпатий отдали «Детским историям» индофранцуза Зигфрида. С оговоркой, что система подсчета голосов не идеальна и на победу в голосовании примерно в равной степени могли претендовать пять фильмов.

За способность «простых» зрителей воспринимать непривычное кино принято опасаться, но в эту пятерку (а голосовать можно было не только за конкурсные фильмы) помимо «Детских историй» вошли не «О чем еще говорят мужчины», «Моя безумная семья» и «Шпион» из программы «Хит сезона»,

а те же «Странный прием» и «Самурай без меча» из конкурса и пара внеконкурсных картин.

Так что и со зрителями, и с программой на фестивале все в порядке, и появление еще одной точки на фестивальной карте выглядит оправданно. Решение же жюри можно отнести к тому роду технических ошибок, которые на фоне увиденного довольно скоро забываются.