Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рулон эпохи

Выставка польского плаката в ГМИИ имени Пушкина

Вслед за выставками английских рекламных постеров, французских афиш и работ Альфонса Мухи в ГМИИ открылась выставка польского плаката.

Коллекция зарубежного плаката досталась ГМИИ им. Пушкина после ликвидации в 1948 году Государственного музея нового западного искусства. Пополнялась она нерегулярно: сотрудники отдела гравюры и рисунка обычно привозили из загранпоездок рулоны афиш.

Некоторых представленных на нынешней выставке плакатов из собрания ГМИИ, крупнейшего в России, нет в самой Польше.

Как жанр художественный плакат появился приблизительно в одно время с фотографией – как один из результатов технического прогресса XIX века. Распространению фотографии способствовало открытие мокрого коллодионного процесса, а развитию индустрии плаката или афиши послужило открытие техники литографской печати. Рекламные афиши писали еще в Древнем Риме, но придать декоративную составляющую информационному листку с сообщением о месте и времени какого-либо события – это придумал только модерн.

Многие польские художники учились в венской и мюнхенской Академиях, и в 1897 году под влиянием венского Сецессиона в Кракове было организовано Товарищество художников Польши «Штука» (то есть «Искусство»). Самый ранний плакат на выставке в ГМИИ приглашает на лекцию «Мистика и Метерлинк» в 1899 году. Он альбомного формата, текст литографирован рукописным шрифтом на грубой бумаге. В нем нет той изящной «сделанности» хорошо известных в Польше французских афиш, как нет ее и в афишах первых выставок «Штуки».

Эти плакаты — штучная вещь, их авторам еще не близки параллели с коммерческой рекламой.

Так же далеки от рекламы заготовки к афишам выставок литовского искусства, сделанные Чюрленисом, – их тоже можно найти на выставке. Но очень интересно видеть, как в дальнейшем, в течение 1910-х годов, в работу художника проникают элементы газетных рекламных объявлений. И на плакате, зазывающем на «Бал литераторов» или на «Бал молодого искусства», появляется родная сестра барышни, рекламирующей в газете какую-нибудь чудо-пудру или керосин.

Все афиши коллекции ГМИИ оповещают о культурной жизни поляков — зовут на выставку, в театр или кино, рекламируют художественный журнал. Несмотря на эти мирные темы, хронологический принцип расположения плакатов на выставке позволяет судить и о сложных политических перипетиях в жизни соседней страны. Вдруг исчезают надписи на кириллице, приглашавшие народ на «Американскiй катокъ на колесикахъ»: наступила Первая мировая война, и – с невероятными приключениями — Польша впервые за сотни лет стала независимой. А вот афиша Кароля Фрыша для журнала Naprzod сделана в невозможной для классической литографии технике. Чтобы изобразить для сцены где-то в джунглях сложный переход тонов, художник накатывал на один камень краску разных цветов. Аннотация гласит, что журнал Naprzod — орган рабочей партии, издавался с начала века до 1939 года. Началась Вторая мировая — и не стало журнала, как и самой независимой Польши. На выставке отсутствуют экспонаты 1930–1940-х – и эти лакуны тоже «говорящие». А вот уже и 1950-е — только киноафиши советских фильмов, унылые и безрадостные.

Особенно в контрасте и с улыбчивыми красотками последующего десятилетия, и с его красочной полиграфией

В 1960-х этот прикладной жанр оформляется, становится более четким. Линии упрощаются, вводятся аппликации. В моде минимализм: в театральной афише Хенрика Томашевского одна-единственная туфелька на черном фоне. Плакаты 60-х самодостаточны, их рекламная функция не выпячена, да и информации остается, бывает, немного. Например, надпись Polen или CYRK. Цирка, кстати, очень много.

Выставка может оставить впечатление, что балы, гулянья и другие развлечения заменил полякам застойных лет один только цирк.

Но не все в этом цирке так просто. Цирковые афиши для польских художников — упражнение в стиле. Они рисуют циркачек в виде Моны Лизы или танцовщиц в стиле Дега. Львы на плакате Йодловского — карикатурная копия Мэрилин Монро Уорхола. Работа Яна Млодоженца оформлена в стиле битловской Yellow Submarine. Есть в этом зале и антивоенное высказывание. Но нельзя уверенно сказать о грозном силуэте с надписью «Nie» (Нет), чью именно бомбу имел в виду художник в 1952 году: фашистский снаряд, боеголовку НАТО или контингент советских войск, чей правовой статус на территории Польши был определен только спустя четыре года.

За плакатами же художественными на выставке в ГМИИ читается история того, как мировые катаклизмы и общественные передряги влияли на жизнь славянского народа, пользующегося латинским шрифтом, и его страны, расположенной между Востоком и Западом.

Новости и материалы
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Буэнос-Айрес требует ареста иранского министра, считая его причастным к теракту
Ученые выяснили происхождение загадочных вспышек в космосе
В РПЦ призвали наказывать за ложные доносы на семью и ошибки сотрудников опеки
В Липецкой области дрон упал в промзону
Все новости