Пенсионный советник

Сэлинджер проиграл после смерти

Автор сиквела «Над пропастью во ржи» получил право на его публикацию

Дарья Горячева 13.01.2011, 16:34
oomska.co.uk

Написавший сиквел романа «Над пропастью во ржи» швед Фредерик Колтинг добился права на издание книги, которую в 2009 году суд признал плагиатом.

Джером Сэлинджер был против издания продолжения своего знаменитого романа «Над пропастью во ржи». Скончавшийся в январе прошлого года писатель с большой осторожностью относился к публикации даже собственных книг. Поселившись в уединенном поместье, Сэлинджер перестал печататься с 1965 года, хотя, по свидетельствам очевидцев, продолжал работать вплоть до самой смерти. Сэлинджер пресек попытки опубликовать свои письма и наложил запрет на переиздание ранних произведений. Он говорил, что писать для себя — особенное удовольствие.

Словом, нет ничего удивительного в том, что в 2009-м, за полгода до смерти, Сэлинджер взялся судиться со шведом Фредериком Колтингом, написавшим под псевдонимом Джей Ди Калифорния сиквел «Над пропастью во ржи» под названием «60 лет спустя: выходя изо ржи». Протагонист романа – некий 76-летний мистер К. — сбегает из дома для престарелых и путешествует по Нью-Йорку, вспоминая о бурной молодости, повторяющей сюжет знаменитого романа.

Перекликаясь с произведением Сэлинджера, книга Колтинга заканчивается сценой, в которой герой смотрит в парке на карусель.

В ответ на обвинения в плагиате адвокаты Колтинга возражали, что книга ответчика не что иное, как литературная пародия. Однако суд счел иначе и удовлетворил иск Сэлинджера. В заключении говорилось, что сиквел: «воспроизводит стиль и содержание «Над пропастью во ржи» больше, чем необходимо для заявленной автором цели». Критики к роману Колтинга были еще более безжалостны, нежели представители закона, на все лады обзывая сиквел в лучшем случае фанфиком, в худшем — безобидной чепухой.

Но надо отдать должное настойчивости «пародиста»: не удовольствовавшись решением суда, он подал на апелляцию и в результате добился соглашения, которое было заключено уже после кончины Сэлинджера. Согласно договоренности Колтинга с юристами фонда Сэлинджера, сиквел не может быть опубликован ни в Штатах, ни в Канаде до истечения срока авторских прав. Тем не менее это ничуть не мешает ему издаваться в других уголках планеты. Свою заинтересованность, по словам Колтинга, уже выразили несколько стран, и счастливый автор пообещал, что его книга появится на прилавках в 2011 году.

Есть, впрочем, и другие ограничения: Колтинг не имеет права посвятить сиквел Сэлинджеру и упоминать в нем о связи своего романа с «Над пропастью во ржи».

Разумеется, это не первый случай подобного судебного разбирательства. Вообще заманчивая идея дописать какой-нибудь литературный бестселлер приходит в голову писателям и издателям с завидной регулярностью. Некоторые сиквелы мирно выходят с благословения правообладателей. Так, например, в 2009 вышло одобренное вдовой и дочерью Дугласа Адамса продолжение «Автостопом по Галактике». А в 2006 году на написание сиквела «Питера Пена» был устроен официальный тендер. Джеймс Барри завещал права на свой роман детской больнице Грейт-Ормонд-Стрит, долгие годы получавшей солидные отчисления с продаж. Когда впереди замаячил срок истечения правообладания, больница объявила конкурс на написание сиквела, предложив будущему автору поделить прибыль пополам.

У романа Маргарет Митчелл есть два официальных продолжения — «Скарлетт» 1991-го и «Ретт Баттлер» 2007-го. А вот издательству, намеревавшемуся опубликовать в 2001 году «Ветер стих» Элис Рэндел — не столько сиквел, сколько своеобразную интерпретацию романа Митчелл, написанную от лица чернокожего раба, — пришлось отвоевывать право на публикацию. Сначала суд удовлетворил иск фонда Митчелл по запрету романа, потом отменил собственное решение, но фонд продолжал отстаивать авторские права и угомонился лишь, когда издательский дом согласился сделать пожертвование в адрес афроамериканского колледжа.

В те времена, когда законодательство было не столь отточенным, бороться за произведения авторам приходилось своими силами.

Так, Мигель Сервантес написал вторую часть романа «Дон Кихот» после того, как его персонажами воспользовался некий Авельянеда, издавший несанкционированный сиквел. Бытует версия, что благородный идальго стал заложником борьбы за авторские права и Сервантес убил его в конце романа лишь для того, чтобы навсегда поставить точку в истории с продолжениями.