«Белый слон» потоптался на «Диком поле»

Вручена премия «Белый слон»

Дарья Горячева 26.12.2008, 10:50
ИТАР-ТАСС

Вручена премия Гильдии кинокритиков «Белый слон»: фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле» победил в пяти номинациях, а Германа-младшего наградили за режиссуру.

В московском Доме кино бурлит жизнь, этот месяц выдался насыщенным на кинематографические события: то съезд кинематографистов, то пресс-конференции, то премии вручают. В среду объявил номинантов «Золотой орел», а в четверг прошло вручение наград Гильдии кинокритиков «Белый слон». Удивительно, как два враждующих лагеря уживаются в одном здании, в разгар дискуссий на съезде даже казалось, будто оппоненты готовы друг друга съесть живьем, и совсем не удивительно, что во время церемонии со сцены язвили про «легитимность».

Если вспомнить историю «Слона», премия и сама когда-то пережила раскол.

Учрежденная Марком Рудинштейном, тогдашним хозяином «Кинотавра», в 1992 году, награда «Золотой овен» вручалась советом фестиваля, однако в конце девяностых победителей стала определять Гильдия кинокритиков, которая через несколько лет отпочковалась в собственную кинопремию — «Белый слон». Год две журналистские премии просуществовали раздельно: «Слон» награждал от имени критиков, «Овен» — от лица региональной прессы, но, раздав призы единственный раз после «развода» на церемонии 2006 года, «Овен» перестал существовать. Теперь про «Белого слона» дипломатично пишут «когда-то премия называлась «Золотой овен».

Гильдия кинокритиков позиционирует «Белого слона» как премию, предпочитающую «штучное» кино — те фильмы, у которых практически нет шансов получить награду национальных киноакадемий.

В этом году на «Белом слоне» с большим отрывом по количеству призов победил фильм Михаила Калазотишвили «Дикое поле».

История о молодом враче, уехавшем по распределению в степную глушь, взяла Гран-при на фестивале в Марракеше, три внеконкурсных приза на фестивале в Котбусе и уже награждалась на «Кинотавре»: там фильм получил специальный приз от той же Гильдии критиков, посмертную награду за сценарий — его авторы, Петр Луцик и Алексей Саморядов, оба погибли — и премию за музыку к фильму, написанную Алексеем Айги.

На «Белом слоне» «Дикое поле» был признан лучшим в пяти номинациях: фильм, сценарий, музыка, главная мужская роль и мужская роль второго плана.

Приз за режиссуру критики присудили Алексею Герману-младшему за картину «Бумажный солдат». Валерии Гай-Германика, не попавшей в основной список номинаций, вручили специальный диплом. «Шультес» Бакура Бакурадзе был признан лучшим дебютом, а «Тюльпан» Сергея Дворцевого получил награду имени Мирона Черненко. «Нирване» Игоря Волошина по праву досталась победа в номинации «художник» — а кому ее отдавать, как не киноарту, в котором разодетые в футуристические костюмы, фантастически накрашенные и причесанные Ольга Сутулова и Мария Шалаева ездят по сказочному Питеру.

Борьба с бывшим хозяином союза кинематографистов не помешала гильдии наградить Анну Михалкову за роль второго плана в картине «Живи и помни».

Михалкова обошла Анастасию Шевелеву, сыгравшую в «Бумажном солдате», и Любовь Толкалину, номинированную за «Однажды в провинции» (драма Шагаловой, присутствовавшая в трех номинациях, призов не получила ни в одной). Ксения Раппопорт победила в номинации «лучшая женская роль», а определяя лучший иностранный фильм, гильдия из двух фильмов Коэнов и «Нефти» Пола Томаса Андерсона выбрала «Старикам здесь не место».

Следующие серии новогоднего ситкома «Раздача кинематографических железяк» смотрите 11 января в Америке («Золотой глобус») и 23-го у нас, на «Мосфильме» («Золотой орел»).