В этот день кинорежиссер Андрон Кончаловский (Михалков) был назначен советником гендиректора телекомпании НТВ Сенкевича. Кончаловский призван формировать общий стиль канала и разрабатывать его долгосрочную творческую стратегию. Формат выдачи результатов не сообщен, но Сенкевич уверен, что «опыт и авторитет выдающегося режиссера будет способствовать успешному развитию канала».
Историзм тут не в факте назначения, но в словах Кончаловского по этому поводу: «Если в начале прошлого века кино оценивалось как важнейшее из искусств, в XXI веке стало очевидно, что политическое, информационное и культурное значение телевидения стало ведущим».
Конечно, фраза «в начале прошлого века кино оценивалось как важнейшее из искусств» — ссылка на слова г-на Ленина г-ну Луначарскому. Вспомним ту фразу целиком: «В условиях поголовной безграмотности населения важнейшим из искусств для нас является кино и цирк».
Таким образом, 14 мая 2003 года г-н Кончаловский констатировал, что безграмотность населения РФ закрепилась на новом уровне, которому уже не катят ни кино, ни даже цирк. Только телевидение.
Работать с массами для г-на Кончаловского не в новинку. Вспомнить хотя бы действо «Наша древняя столица», открывшее празднование 850-летия Москвы. Как писали тогда в анонсах, «оно развернется в живых декорациях старинных башен Кремля и собора Василия Блаженного и соединит в себе грандиозный классический концерт и театрализованную мистерию. Основой мегаспектакля послужили русские сказки и легенды. В их сюжет вплетены концертные номера российских и зарубежных звезд. Около 800 актеров станут на один вечер олицетворением для зрителей не только русского народа, но и сил зла (Дракон), и духовных сил России (Георгий Победоносец)».
Так что НТВ предоставит эфирное время для дальнейшей битвы сил зла и духовных сил России. Здесь же уместно вспомнить и названия двух книг г-на К.: «Низкие истины» и «Возвышающий обман». Очевидно, эти подходы весьма соответствуют его новой служебной позиции.
Что до «общего стиля канала», то следует вспомнить интервью г-на Кончаловского г-ну Быкову в журнале «Профиль» как раз накануне 850-летия.
Д. Быков: Почему именно вы, классический западник, вечный оппонент любимого брата, назначены постановщиком помпезного спектакля на Красной площади?
А. Кончаловский: Так вам надо радоваться, что за это взялся именно такой человек. Есть надежда, что не будет той самой помпезности... Вы, кстати, какой смысл вкладываете в слово «помпезный»?
Д. Быков: Тяжеловесный, торжественный, избыточный, пафосный... Впрочем, такие проекты как раз в вашем духе — вы же мечтали когда-то, если помните, рисовать лазером на облаках.
А. Кончаловский: Это как раз не помпезно, а эпично. Эпос — вот что мы собираемся делать.
То есть НТВ склоняется к эпосу, хотя бы и под руководством «классического западника». Учитывая эпос для масс от г-на Парфенова, разгуливающего по карте Империи, ясно, что там все срастется.
Теперь стратегия. Что есть социум, который станет объектом заботы канала НТВ, учитывая точку зрения г-на Кончаловского на телевидение как на самое актуальное из искусств? В ноябре 2001 года г-н Кончаловский заявил на Гражданском форуме: реформа образования должна быть нацелена на то, чтобы школа воспитывала в учениках морально-этические ценности, создающие предпосылки «буржуазного сознания».
То есть формат деятельности г-на К. на НТВ задан им самим: эпический по форме, буржуазный по содержанию. Адресат — мудаки, которым и цирк в тягость, это понятно.
Но с буржуазностью не все просто. Проблему воспитания «буржуазного сознания и личного чувства ответственности у человека» Кончаловский видит в том, что «в России никогда, даже до 1917 года, не было буржуазии, а были только аристократия и купечество — по сути, те же крестьяне».
В чем выход? Школа «должна воспитывать в маленьких мальчиках уважение к деньгам, как к мерилу таланта, а не ловкости человека» — ну, «Инолтра» вполне мерило таланта. Но вернемся к «крестьянам». Это слово, а также упоминание аристократии и купечества напоминают о фраках, раздаваемых крестьянам в «Неоконченной пьесе для…», так что в дело вступает и брат ньюсмейкера Н. Михалков, вечно как бы противостоящий. В начале 2001 года даже предполагалось, что Н. Михалков станет главным режиссером постановки празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Типа, «западнику» — Москва, «восточнику» — СПб.
Противостояние братьев, очевидно, длится по сей день, так что следующим шагом истории должно стать назначение Н. Михалкова на аналогичную стратегическую должность на канале «Россия».
Там советники у генерального уже есть, но они совершенно не знаковые, не обладают полномочиями отвечать за общий стиль и долгосрочную стратегию.
Ну а тогда два братских эпоса начнут тут же сходиться: один с запада, другой с востока, «крестьяне» посредине… Да, такое развитие событий напоминает известную эпиграмму г-на Гафта — а кто ж мог ждать трех гимнов от отца этих детей? Так что все сбудется: 14 мая станет выходным днем.