Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кто был ничем

Журналист

На днях ко мне по какой-то бытовой надобности заглянула соседка – элегантные седины, консерваторское образование и обращение «милочка» ко всем женщинам моложе пятидесяти. Я ее немного побаиваюсь.

Мы пили чай и горевали о Хворостовском, как вдруг соседка обратилась к мирно бухтящему в углу телевизору:
— Боже мой. Ничего из себя не представляет, способностей ноль, интеллекта ноль, даже профессии толком нет…

Мне понадобилось некоторое время, чтобы понять: на этот раз Лидия Александровна клеймит не меня, а девушку из телевизора.

— Но как себя подает, какого успеха добилась, какие деньги зарабатывает, — задумчиво продолжала соседка. — Молодец!

Это было так неожиданно, что я поперхнулась чаем.

— Упорство! – Лидия Александровна назидательно подняла вверх фортепианный палец. – Настойчивость! Ведь она буквально заставляет себя слушать! Вы, молодежь, теперь ужасно бесхребетная. Рефлексируете, по психологам ходите, сомневаетесь. А она – дело делает.

— Какое дело? – пискнула я.
— Да хоть какое-то, — отрезала Лидия Александровна. – Вот вам бы, милочка, об этом подумать.

Я вымыла чашки и стала думать.

В 1944 году на сцену «Карнеги Холл» вышла женщина по имени Флоренс Фостер Дженкинс. Та самая, что впоследствии вошла в историю как «самая плохая певица в мире». Звуки, которые она издавала, были похожи на вой взбесившейся кошки или пронзительный скрип тележного колеса – на что угодно, кроме собственно пения.

Однако у нее были поклонники. Частью – купленные, частью, вероятно, глухие. Но были и те, кто совершенно искренне восхищался не пением, а личными качествами мадам Дженкинс: ее смелостью, ее настойчивостью, ее упорством. Тем, что она не рефлексировала и не сомневалась, а «буквально заставляла себя слушать».

Плохие певицы явление не уникальное. Как плохие врачи или плохие водители такси.

Но Флоренс Фостер Дженкинс развернула общественное сознание в направлении, которое в ее время казалось невероятно смелым, а теперь стало нашей обыденностью.

Успех – это когда ты прешь напролом, не задумываясь: «А куда, собственно, я пру, и зачем?»

«Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Простите, Борис Леонидович. Теперь это не позорно. Теперь это житейский «оскар»: стать «кем-то», будучи по сути никем.

Вот «светская львица» – она чем занимается? Что у нее за профессия? Да неважно. Ее же знают миллионы. А значит она кто? Правильно, — молодец!

Или звезда реалити-шоу, которая не поет, не танцует, книг не пишет и вообще ничего, кроме скандалов, не производит. Из ничего же свой успех сделала! Буквально из абсолютного нуля. Молодец? Конечно!

Или мальчик, который в течение десяти минут с хрустом жрет на камеру пенопласт – миллионы просмотров на youtube, поклонники, денег опять же заработал. Молодец!

Между прочим, если взглянуть на дело под таким углом, то жизнь становится намного проще. Ну, к примеру, больше не надо задаваться вопросом: «Кто все эти люди в телевизоре?» Или: «Почему в Думе так много идиотов?»

Потому. Мы их сами сделали. Мы все и есть те самые папы Карло, что выточили этих Буратин.

Тот наивный крокодил, который обеспечивает саркаментальным «тридцатником» мартышку, чей единственный талант – полоскать в реке банановую кожуру. Поначалу они нас ужасают, потом веселят, потом дают ощущение собственной значимости, мол, «ну надо же быть таким тупым, я-то ведь гораздо умнее».

А дальше наступает неизбежный момент самооправдания: да, я, умный, смотрю на них, тупых, потому что… потому что… потому что они целеустремленные и настойчивые молодцы, которые добились всего одним только упорством. С талантом-то всякий может, а вы попробуйте как они!

И чем больше нас, тех, кто смотрит на мальчика с пенопластом, тем быстрее мы приходим к мысли: тоже, знаете ли, не каждому дано – жрать пенопласт так, чтобы на тебя смотрели.

Может быть, он больше ничего не умеет. Но он упорный, трудолюбивый – вон уже вторую пачку доедает! – и при минимуме способностей сумел добиться успеха. Да и, в конце-то концов, пользы он не приносит, однако, кажется, и вреда особого от него тоже нет.

А вот и есть. Превознося голое, не подкрепленное никакими способностями упорство, мы даем его обладателям карт-бланш на воплощение их самых запредельных фантазий. Тридцатника в день мартышке уже не хватает. Мартышка уже уверена, что достойна большего.

И вот уже она считает себя вправе управлять нашим досугом, нашими мыслями, нашими детьми. Нашей страной. А что? Почему нет? Хорошая же будет элита, упорная, настойчивая — таран, а не элита!

Никаких рефлексий, только дело, причем неважно, какое. Просто дело. Просто упорство. Высшая добродетель.

И начинаешь грешным делом думать: а может не так это и плохо в наши «бесхребетные» времена? Одна проблема – с такой элитой жрать пенопласт придется уже нам и нашим детям. Потому что только этому упорные и могут научить. Тому единственному, что умеют сами.

Новости и материалы
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Россиян предупредили об опасности чистки ушей ватными палочками
Все новости