Для достижения этих стратегических задач президентом Владимиром Путиным были определены национальные цели развития нашей страны до 2030 года. Сохраняющийся, по информации Минэкономразвития России, восстановительный рост российской экономики в последнее время может только воодушевлять, а ближайшие годы должны пройти для страны в работе над приоритетными направлениями для реализации национальной повестки. Так, на примере инициатив правительства, которые 7 октября представил общественности премьер Михаил Мишустин, видно, что в условиях глобальной неопределенности принято решение поддерживать в первую очередь «сквозные» технологии, оказывающие влияние на все отрасли одновременно. Это и создание новых материалов, и переход к «чистой энергетике» и развитие беспилотной доставки грузов.
Важен факт того, что с учетом географического разнообразия и просторов России прорабатываются все способы доставки: и по земле, и по воздуху, и по морю. В условиях продолжающегося потепления климата значение Северного морского пути на горизонте нескольких десятков лет будет многократно возрастать, поэтому необходимо уже сегодня начинать работу над запуском круглогодичной навигации за счет строительства и последующего ввода в эксплуатацию атомных ледоколов.
Важно подчеркнуть, что в рамках предложенных инициатив правительства предполагается поддержка проектов от стадии зарождения идеи, фактически «студенческого стартапа», до ее полномасштабной реализации. Цифры, которые сегодня заявляются в планах на помощь технологическим и цифровым стартапам на 2030 год, полагаем, могут быть даже перевыполнены.
Достаточно амбициозной является инициатива по созданию в России производства электромобилей, включая компонентную базу для них и для всей специальной инфраструктуры. Сегодня развитие этого сегмента в стране, в целом, отстает от мирового, но первые результаты уже были продемонстрированы: это и самый маленький электромобиль Zetta, проект КАМАЗа Кама-1 и электро-«ГАЗель». На данном этапе можно отметить, что уже сейчас многие иностранные производители, в первую очередь, азиатские, «присматриваются» к нашему рынку и строят планы по локализации производства отдельных моделей своих электромобилей в России. При этом объём рынка всех электромобилей в стране составляет (на сегодня) около 12 000 единиц техники, включая около тысячи электробусов. Таким образом в рамках этой инициативы предполагается к 2024 году фактически утроить существующий рынок и затем обеспечить его рост каждый год от 80 до 100%. Очевидно, что для достижения таких объёмов будет недостаточно поддерживать только производителя, потребуется запускать целевые программы поддержки и расширения спроса, субсидировать цены на первые электромобили и не только.
Безусловно, это потребует дополнительных бюджетных расходов, но, вместе с тем, нужно помнить, что одно рабочее место в автомобильном производстве создает 10 таковых в смежных отраслях. Это важнейший фактор развития экономики страны, реализация которого повлечет за собой увеличение спроса на инженеров и новые технологии. Кстати, подготовка кадров и создание новых материалов предусмотрены в рамках представленных инициатив, что вкупе будет способствовать достижению ключевых показателей развития. Говоря об этом, нельзя не упомянуть и другую тематику, проходящую единой смысловой линией сквозь несколько инициатив – экологию.
Необходимо понимать, что имеется в виду не только постепенная ликвидация различных объектов накопленного вреда, но и возвращение в оборот вторичного сырья, разработка новых технологий и оборудования в этой сфере для постепенного перехода к политике низкоуглеродного развития.
Новые «правила игры», формирующиеся вокруг «зеленых» инвестиций в рамках представленных инициатив, позволят до 2030 года привлечь в экономику Российской Федерации более 1 триллиона рублей в климатические проекты. При этом в мире сегодня существует колоссальный дефицит «зелёных» решений. Достаточно знать, что только американские венчурные фонды планируют вложить несколько десятков миллиардов долларов в ближайшие несколько лет в поиск и разработку решений, направленных на менее болезненный переход к низкоуглеродному развитию. Таким образом российская инновационная «зелёная» продукция и решения обладают сегодня колоссальным экспортным потенциалом, что также нашло свое отражение в представленных инициативах, как в виде отдельных мер, так и на системном уровне. После анализа становится очевидно, что представленный набор мер – не просто «громкие» заявления, формально увязанные с прошлыми планами, а продуманный документ стратегического планирования, направленный на системное использование появившихся в последние два года «окон возможностей» для будущих поколений страны.
Автор — советник президента ЦСР.