Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Главная задача единого учебника — политическая»

Леонид Поляков о том, что без единого учебника истории создать нацию в ближайшие 20 лет невозможно

Три основные причины заменить нынешние учебники истории: необходимость согласованного подхода в государственной школе, фактическая монополия отдельных учебников, по которым составляется ЕГЭ, и отставание от современного развития науки. Если начать процедуру открытого отбора проектов сейчас, учебник может быть готов уже к лету 2014 года.

«Газета.Ru» завершает публикацию экспертных мнений об идее написания единого учебника истории России. О политической необходимости такого учебника и его роли в формировании национального единства, об открытом конкурсе концепций отечественной истории рассказывает заведующий кафедрой общей политологии, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.

К идее создать единый учебник истории для средней школы, высказанной президентом Владимиром Путиным, я отношусь безоговорочно позитивно. Я полагаю, что нынешняя ситуация с многообразием учебников по истории не устраивает президента по многим причинам. Назову хотя бы три.

Во-первых, само по себе «многообразие» есть нонсенс в государственной школе, которая обязана формировать у школьников как минимум согласованное представление о национальном прошлом. Положение, при котором выпускники одной школы считают, что в прошлом не было ничего, кроме угнетения народа крайне репрессивным государством, а выпускники другой — что у нас было великое и героическое прошлое (а есть еще третьи, четвертые и т. д.), не просто неправильно. Это политически контрпродуктивно и поэтому опасно.

История как школьная дисциплина (а не как академическая наука!) обязана формировать национальное единство, а не раскалывать национальное самосознание младших поколений.

Во-вторых, многообразие учебников — миф. На самом деле при существующей системе ЕГЭ во всех школах учеников готовят по одному-двум учебникам, на основе которых составляются контрольно-измерительные материалы (КИМы) — разделы А и В экзамена. Де-факто существует монополия, а, как известно, любой монополизм, особенно в области мысли и духа, вреден.

В-третьих, общий недостаток всех школьных учебников по социально-гуманитарным наукам заключается в том, что они отстают от новейшего уровня развития знания в данной дисциплине как минимум на четверть века. А при нынешних возможностях получения знаний через интернет довольно часто оказывается, что школьники бывают больше осведомлены о тех или иных эпохах и трактовках нашей истории, чем преподающие по учебникам учителя. Задача создания не только единого, но и максимально современного в этом смысле школьного учебника предельно актуальна.

Самая главная задача единого учебника — политическая. Школа, как самый стабильный, самый массовый и самый эффективный институт социализации, формирует российскую нацию, вырабатывая основы национального самосознания. Такое самосознание формируется в процессе позитивной идентификации ребенка и подростка с прошлым — своей семьи, своей «малой родины», своего, в конечном итоге, «народа». Вообще гуманитарный цикл в школе — история «родной речи», русской литературы, общая история, обществознание — это потенциально мощнейший инструмент формирования нации. Если он не используется, то мы получаем не нацию, а хаотический набор «поколений», случайных либо социально (этнически, религиозно, территориально и пр.) маркированных групп, связь между которыми пытается удерживать только «власть».

Более 20 лет после распада СССР мы в России живем в ситуации коллапса традиционных идентичностей, которые автоматически не заменяются новыми. Разумеется, можно попробовать подождать пару веков — как американцы. Но не нужно забывать, что американцы выковывали свою нацию в принципиальной изначальной изоляции. И даже и при этом прошли через жесточайшую гражданскую войну.

Разумеется, я не утверждаю, что нацию создаст единый учебник истории. Но я утверждаю, что без такого учебника нацию создать в ближайшие пару десятилетий будет невозможно.

Вопрос об авторитетности единого учебника — самый сложный и абсолютно ключевой. В отсутствие консенсуса в понимании национального прошлого в первую очередь в среде профессиональных отечественных историков (у историков западных, скорее, такой консенсус обнаружить можно — читайте, например, «Россию при старом режиме» Ричарда Пайпса) надеяться на то, что вдруг появится «авторитет», невозможно. Эрнест Ренан утверждал, что «нация — это ежедневный плебисцит», и в данном случае, я полагаю, нам нужно пойти по аналогичному пути.

Президент может объявить открытый «тендер» на проект единого учебника по отечественной истории (для 4—9-х классов и для 10—11-х классов отдельно). Любой творческий коллектив и даже один профессиональный ученый-историк могут представить концепцию отечественной истории, ее интегрированное понимание. Такая концепция с жестким логическим обоснованием и аргументированными выводами может быть изложена в объеме не более 1 авторского листа (40 000 знаков с пробелами).

Такие концепции затем размещаются на специальном сайте для всеобщего доступа. Одновременно на этом же сайте посредством интернет-голосования формируется комиссия для оценки представленных проектов. По квотам — от президента, от Минобрнауки, от парламента, от общественных организаций (сообщество преподавателей истории и обществознания в первую очередь, от организаций родителей, молодежных, ветеранских и т. п.), религиозных конфессий, творческих союзов.

Процедура финальная — голосование и определение проекта, на основе которого будет создаваться единый учебник истории. Ее можно было бы организовать предельно открыто и гласно с помощью Общественного телевидения, которое запускается в конце мая.

Авторитетность учебника, таким образом, будет не чем иным, как его демократической легитимностью благодаря с начала до конца открытой и понятной процедуре выбора. В котором так или иначе примут участие все заинтересованные группы нашего общества.

Если процедуру «тендера» организовать уже сейчас — сбор концепций и формирование Общественной комиссии по отбору и оценке, то к 1 сентября можно будет получить набор заявок и саму комиссию. Значит, подготовить новый единый учебник истории для публичной общенациональной презентации можно будет вполне к концу мая 2014 года.

Победитель тендера – это и будет авторский коллектив (или даже один автор — почему нет, ведь взялся же написать российскую историю заново Григорий Чхартишвили) без всяких дополнительных комиссий.

Беседовала Мария Цыбульская.

Новости и материалы
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Защитника «Лос-Анджелес» Гаврикова сравнили с Макдэвидом и Драйзайтлем
Посольство РФ высказалось относительно возможности конфискации активов Швейцарией
«Локомотив» вырвал победу, уступая 0:2 в матче РПЛ
Легенда ЦСКА опозорил игроков клуба
Украинские беженки похитили и несколько часов избивали глухую девочку в Германии
Мировой судья объявил предупреждения радиостанции «Питер FM»
Все новости