Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Обман года

Вопреки уверениям чиновников, что налоги не увеличатся, фискальная нагрузка только растет

Игорь Николаев 12.12.2012, 12:29
Евгений Дудин/Коммерсантъ

Власти лукавят, обещая не повышать налоги в ближайшие пять лет: существенный рост налоговой нагрузки и на бизнес, и на население уже расписан на годы вперед.

Под обещания властей не повышать налоги по крайней мере до 2018 года российскую экономику ждёт мощный рост налоговой нагрузки уже с 1 января 2013 года.

«Обманом года» — уходящего 2012 года — можно назвать это самое неповышение налогов.

Итак, ещё летом, выступая с бюджетным посланием, президент пообещал, что налоговая нагрузка на несырьевые секторы экономики повышаться не будет. А министр финансов Антон Силуанов на Петербургском экономическом форуме заявил, что налоги не будут повышаться в течение как минимум ближайших пяти лет.

На днях уже премьер выразился в том же духе. Этот список заверений о том, что налоги повышаться не будут, можно было бы продолжить.

Но в действительности всё не так. Рост налогов получается фронтальным.

Судите сами.

Сильнейшее повышение будет по социальным страховым платежам. Подписанный на днях закон устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов: для работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах — на 4% в 2013 году, на 6% в 2014 году и на 9% в 2015 году. Для тех, кто занят на работах с тяжёлыми условиями труда, а также на работах с повышенной интенсивностью, дающих право на назначение досрочной пенсии, — на 2%, 4%, 6% соответственно в 2013, 2014, 2015 годах.

С учётом того, что у нас одна треть выходящих на пенсию — это как раз и есть те самые досрочники, потому что треть экономики с вредными и тяжёлыми условиями труда, становится понятным, сколь многих производств это коснётся. Разумеется, затронет это далеко не только сырьевые секторы экономики.

Повышение социальных страховых платежей коснётся и так называемых самозанятых работников, тех самых индивидуальных предпринимателей и не только.

Уже в 2013 году взносы для них увеличиваются в 2 раза, дальше — больше. Вместо примерно 17 тыс. рублей в год, как есть сейчас, в 2013 году индивидуальные предприниматели должны будут заплатить в Пенсионный фонд и фонды медицинского страхования более 35,5 тыс. рублей.

Ещё один тяжёлый налог — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он также будет расти, все решения приняты.

И это только на первый взгляд кому-то может показаться, что НДПИ — это бремя только для сырьевых отраслей. Очевидно, что издержки по его повышению будут переложены на потребителей.

Закон, ускоряющий темпы повышения ставок НДПИ на газ, вступает в силу с 1 января 2013 года. За счёт введения новых ставок федеральный бюджет в 2013 году получит дополнительно 13,6 млрд рублей, в 2014 году — 58 млрд рублей, в 2015 году — 95 млрд рублей.

Акцизы — и они, разумеется, будут расти. Ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов вырастут на 6% во втором полугодии 2013 года. Что уж тут говорить об акцизах на алкоголь и табак.

В 2015 году ставки акцизов по многим видам подакцизных товаров ударно увеличатся в среднем на 20% по сравнению с 2014 годом.

Продолжим перечень доказательств того, что с 2013 года налоги в российской экономике будут сильно расти.

Налог на недвижимость. Можно не сомневаться, что в период до 2018 года он будет-таки введён. Взиматься, как известно, он будет не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости недвижимости. Последняя, как показали результаты кадастровой оценки в 12 пилотных российских регионах, выше оценки инвентаризационной (БТИ) в десятки раз. Не надо объяснять, сколь мощное увеличение налоговой нагрузки нас ждёт от реализации данного намерения властей. Пока же,

до введения налога на недвижимость, региональные власти уже повышают ставки своих налогов. К примеру, в Москве увеличение ставки налога на имущество с 1 января 2013 года составит до полутора раз.

Транспортный налог региональные власти также будут использовать для пополнения своей доходной базы. Так, в Москве, он вырастет в зависимости от мощности двигателя на 5—7 рублей за 1 л. с. Повышение транспортного налога московские власти «почему-то» не предусмотрели в отношении самых мощных авто — от 225 л. с. и выше. Такая вот трогательная забота о не самых бедных.

Интересно, что основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов прямо предусматривают, что «начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности её снижения субъектами Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 рублей с 1 л. с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации». Однако и здесь обещания и намерения — это одно, а реальные дела — это совсем другое.

Вообще это характерно для нынешней кампании по повышению налогов: предвыборные обещания властей о введении налога на роскошь, налога на несправедливую приватизацию и т. п. — этого не будет. Так что

бремя повышенного налогообложения — это не для богатых. Выборы прошли, что уж тут «бисер метать».

Продолжая тему «неповышения» налогов, следует отметить и взятый властями курс на сокращение налоговых льгот. Проект методики по оценке эффективности налоговых льгот в Минэкономразвития уже готов. Начинать отмену льгот планируют с льгот на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи (по итогам 2010 года оценивались в 134 млрд рублей).

Общая цена налоговых льгот сегодня измеряется не миллиардами, а триллионами рублей. И их отмена автоматически означает увеличение налоговой нагрузки.

То, как власти собираются не повышать налоги до 2018 года, ясно. Изложенный выше неполный перечень мер по тому, как это собираются делать, вызывает серьёзнейшее беспокойство.

Дело в том, что в условиях очевидного торможения российской экономики даже незначительное повышение налогов категорически противопоказано, так как эти меры ещё больше дестимулируют предпринимательскую активность.

Когда кризис, бизнесу нужны налоговые послабления, а не наоборот. Бизнесу не нужны постоянно повторяемые высокопоставленными чиновниками заверения о том, что налоги повышаться не будут, в то время как принимаются решения прямо противоположного характера.

Кстати, налоговая нагрузка и так в последние годы росла. Если доля налоговых доходов и платежей по отношению к ВВП в 2010 году составляла 32,1%, то в 2011 году уже 35,6%. Показатель в районе 36—37% для российской экономики является, как показал опыт её функционирования, критичным. Не будем забывать, что российский бизнес платит и огромные коррупционные налоги, несёт бремя безудержно растущих тарифов естественных монополий.

Резко повышать налоги в предстоящие годы — это непрофессионально и безответственно.

Обманывать налогоплательщиков, обещая неповышение налогов, — это попросту некрасиво и не делает чести властям.

Р. S. И на этом фоне власти собираются открыть дискуссию о замене НДС на налог с продаж. Слов нет… Точнее, они есть, конечно, но не для статьи.

Автор — директор департамента стратегического анализа компании ФБК.