Иерархия новостей и событий в наших широтах — вещь в себе. Речь не о телевизионной иерархии, давно подмененной паркетной хроникой с Путиным в центре мирозданья. Речь о реакции общества, не всегда способного отделить главное от второстепенного. Итальянская эпопея Сергея Боженова, губернатора Волгограда и экс-мэра Астрахани, непременно победит в рейтингах изнурительную голодовку Олега Шеина с коллегами в той же Астрахани.
В подобной системе координат попытка новой аналитической итоговой программы «Парфенов и Познер», предпринятая на телеканале «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов), — почти подвиг. Сам подвиг, впрочем, оказался почти незамеченным. Его с информационного поля недели тайфуном смёл скандал на кинопремии «Ника» (ведущая церемонии Ксения Собчак задала вопрос лауреату премии Чулпан Хаматовой о политической активности, за что была немедленно осуждена культурной общественностью).
Тем не менее новая программа — событие исключительной важности.
На уровне замысла тут интересно всё: объединение в рамках одного проекта двух лучших телеведущих; попытка бесцензурного анализа действительности; цивилизованная оппозиция официальному ТВ; двойная оптика людей разных поколений.
Кстати, у них был уже опыт сотрудничества. К 70-летию Познера Парфенов снял о нем фильм «Ведущий». Мне этот опыт не показался таким уж удачным. Умелый живописец Парфенов блистательно справился с парадным портретом, но сам жанр предполагает не столько истинность, сколько цельность.
Дебюты не принято сразу осмысливать. Действительно, передача должна набрать силу, уточнить формат, ведущие еще долго вынуждены притираться друг к другу. Однако о некоторых вещах можно говорить уже после первой пробы пера. Я сейчас не о том, что сразу бросается в глаза, вроде невнятного дизайна студии и еще более невнятной операторской работы. Я о другом — о сущностном, то есть о формате вчерашнего дня.
Композиция передачи такова: три новости недели представляет Познер, три — Парфенов. Первым делом ловишь себя на мысли: данные новости кажутся прошлогодним снегом. Время спрессовано интернетом настолько, что день идет за год. Патриаршая нанопыль вкупе с патриаршим «Брегетом» уже обглодана всеми желающими до последней наночастицы. Такова же участь остальных, отнюдь не эксклюзивных новостей. Каждая позиция обсуждается ведущими на уровне беглого обмена впечатлениями, но и тут нет неожиданности. Приоритеты либеральных тележурналистов на либеральном канале предсказуемы, как очередной бюджетный кризис.
К чему я клоню? А вот к чему: итоговые программы старого типа не имеют будущего. Те, кто рассказывает о том, как изменился мир за неделю, а не почему он изменился, обречены на неудачу.
Имеется в виду, конечно, гамбургский счет, а не априорные утверждения «наших» от свободомыслящего сообщества о том, что Познер с Парфеновым — это уже залог успеха (там, увы, тоже без «наших» не обходится). Познер с Парфеновым, повторяю, действительно лучшие. Только на практике, увы, залог успеха не всегда гарантирует успех. В творчестве, как и в любви, состоятельность доказывается не совокупностью заслуг, а здесь и сейчас. Если здесь и сейчас две говорящие головы перетирают общеизвестное, то получается очередной дежурный проект, в котором ведущие не столько помогают, сколько мешают друг другу.
Каждый из них порознь великолепно владеет искусством интервьюирования. Познер в последнее время, когда он позволил себе (или ему позволили) приглашать в эфир своей авторской программы только тех, кто ему действительно интересен, отлично работает в жанре диалога. Парфенов недавно провел на «Коммерсантъ ТВ» цикл интервью с известными оппозиционерами, от Навального до Кудрина, и тоже показал подлинный мастер-класс. Но, когда они вместе разговаривают с Евгением Урлашовым, получается слабовато. Новый ярославский мэр своим напором и умением уходить от скользких тем легко их переигрывает.
Личность на ТВ — это очень много, но недостаточно. Пока, в первом выпуске программы, полноценного тандема (как у кремлевских) не получилось. На мой вкус, точнее работает Познер. Парфенов нервничает и суетится. Но все это мелочи. Проблемы, с которыми столкнулись Владимир Владимирович и Леонид Геннадьевич, выходят за рамки конкретного проекта.
ТВ, как и вся страна, остро нуждается в новых идеях и новом языке. Одной харизмой экран не пробьешь. Жаль, что креативные лидеры креативного класса пошли по самому простому пути.
В их пересказе новостей нет ни глубины, ни анализа, ни спасительной иронии с самоиронией, свойственной авторам.
В былые времена именно Познер с Парфеновым задавали тренды и устанавливали правила высокой игры. Пора и сейчас тряхнуть стариной. В конце концов, как верно заметил Парфенов в фильме о Познере, ведущий — это тот, кто ведет.