Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Умирание ТЭФИ

Телекритик

В последние дни канал «Россия» стал ньюсмейкером № 1. Сначала «Вести недели» сделали удивительное открытие: за 10 лет в Москве уничтожено 700 исторических зданий, Музея Гоголя нет, столица управляется, как барская усадьба. Даже на святое замахнулись: оказывается, Церетели и Шилов отнюдь не великие художники современности. Еще зрители не успели переварить эти откровения, подтачивающие трон Лужкова, как пришла следующая новость: в телепроекте «Имя Россия» с большим отрывом лидирует Сталин, в 4 раза опередивший Пушкина.

Только взбаламученное медийное пространство чуть успокоилось, как снова грянул гром. ВГТРК дружной семьей (каналы «Россия», «Вести», «Спорт», «Культура», «Вести-24», «Бибигон») отказалась номинировать свои работы на телеконкурс и собирается выйти из состава учредителей ТЭФИ. Прогрессивная общественность заволновалась, завопила о гамбургском счете, который исчезнет вместе с Академией российского ТВ (АРТ). Можно себе представить, сколько раз перевернулся в гробу Виктор Шкловский, автор термина, примененного к сегодняшнему ТВ.

Попробуем, как любят говорить оба Владимира Владимировича (Путин и Познер), отделить мух от котлет. Что есть академия – машина для распределения премий или серьезный общественный институт? Первое без второго не может существовать. ТВ – искусство молодое, а в нашем варианте еще и подменяющее первую реальность. Без осмысления сложившегося волею истории и случая контекста нельзя идти вперед. Иначе рабы рейтинга всегда предпочтут гамбургский счет счету в Гамбурге (что, заметим, и происходит). В стране, где телеэпохи отсчитываются президентскими сроками, гамбургский счет – особая субстанция.

В его отсутствие единицей качества становится один Познер. Похоже, он уже навечно прикован цепями к «Золотому Орфею». Хотя рейтинг «Времен» невысок, а искусство балансировать на грани не является важнейшим из искусств. В творчестве, как и в любви, состоятельность нужно доказывать здесь и сейчас, а припорошенная нафталином стилистика «Времен» не меняется год от года. На мой взгляд, только в этом году В. П. честно заслужил ТЭФИ — за блистательно задуманный и виртуозно выполненный поистине авторский проект «Одноэтажная Америка».

Смазанность критериев, базирующаяся на корпоративной любви-ненависти, — одна из главных проблем ТЭФИ. Если вдруг голоса в жюри сравняются, как было в прошлом году при определении лучшего звукооператора, то смелое решение примет все тот же Познер – он тотчас отдаст приз своим одноканальцам. Как ему сходу удалось определить, что качество звука в шоу «Две звезды» лучше, чем в «Завещании Ленина» и «Борисе Годунове», трудно сказать. Зато ясно другое: горячее чувство патриотизма, даже корпоративного, нынче в большей цене, чем профессионализм.

Кульминацией ТЭФИ обычно назначается титаническая борьба между Екатериной Андреевой и Сергеем Брилевым. Иногда настает черед Петра Толстого, третьего не давно. Умение воспевать высокое начальство в доступной ему форме ценится очень высоко во времена управляемой демократии. Государственнический раж телепремии (награждаются в основном федеральные каналы, оплот Кремля) соседствует с копеечной псевдооппозиционностью протестного голосования (это когда победу одерживает «Основной инстинкт», снятый с эфира вместе с блистательной Сорокиной). И непонятно, что лучше – такая вязкая реальность или бунт конформистов, имевший место 4 года назад, когда некоторые проснувшиеся ото сна академики сделали попытку принять Декларацию о защите свободы слова. Мало того, что бумага отдавала графоманией общих мест, стертых слов, смутных мыслей. Она еще и равнялась росписи в конъюнктурной бездеятельности. Разве свобода слова оказалась в опасности только в 2004-м? Разве еще три года назад тэфиозный зал не пел в едином порыве: «Давайте-ка попробуем, хоть это и непросто, потянемся друг к другу – ведь мы одна семья. И, может быть, получится большое телевидение»? Тогда АРТ умудрилась не заметить исчезновение НТВ и ТВС – так при переезде на новую квартиру забывают в углу престарелого дедушку. Эту этическую особенность премии тонко уловил Евгений Гришковец: «Я никогда еще не видел на экране такого количества людей, изменивших себе». Не потому ли «Бронзовый Орфей» стыдливо прикрыл глаза?

У академиков глаза открыты, но зрение избирательное. Они много чего умудрились не заметить: превращение информационного вещания в паркетное, исчезновение политаналитики, разрушение дискуссионных форматов, воцарение таблоидной эстетики, вынужденный уход из профессии ее лучших представителей – от Елены Масюк до Леонида Парфенова. Да и в эстетическом плане ТЭФИ – зона сплошного парадокса. Любая премия призвана поощрять прорыв в неведомое, эксперимент, поиск. Ведь в творчестве (а ТЭФИ утверждает ТВ именно в статусе творчества) общий путь плох именно потому, что он общий. Однако если внимательно посмотреть на списки победителей, из года в год очевидна закономерность: академики всегда предпочитают новаторству традицию. Зато они не забывают себя. Высокий титул академика во всем мире, на который любит ссылаться Познер, требует известного самоограничения. На наших бессмертных это не распространяется. В персоналке «За личный вклад» они назначают в основном себя и только по кругу, совпадающему с формой Садового кольца. Бывают исключения – Ирену Лесневскую, которая не из обоймы, наградили, правда, в тот момент, когда она ушла с ТВ.

Одним словом, премии, как империи, рушатся тогда, когда их время вышло. Смерть ТЭФИ – не физический, а метафизический процесс, над которым не властны даже академики.

Новости и материалы
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Все новости