Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Русская мечта

24.07.2008, 17:25

Как-то мне понадобилось доехать от Мюнхена до одной деревни. Дело простое – выставил название на навигаторе и вперед! Еду, значит...

Еду, еду… Да когда ж трасса будет? Я уж ездил по этому маршруту, правда, пассажиром, и прекрасно помню, что из города надо выехать на автобан, промчаться по нему, а после плавно съехать на проселок, и вот она, искомая деревня.

Однако ж нет: подчиняясь командам навигатора, которые мне формулировал томный дамский голос — после Марлен Дитрих дамские немецкие голоса волнуют, — я все ехал и ехал проселками, деревни мелькали передо мной одна за другой, проносились по обоим бортам поля сельхозназначения с аккуратными рулонами сена, герметично запаянными в полиэтилен, пегие какие-то коровы и такие же лошади, аккуратные крестьянские дома, половину которых занимает хлев с гаражом, цветники рядом, объявления про то, что здесь продаются свежие яйца, а там будет ночной блошиный рынок, ну и всегдашние баварские распятия этак метр на полтора, которые местные — они ж католики — обожают. Это все – да. Но где ж автобан? Не понимая, что происходит, я продолжал движение, я не спешил, что по нашим временам редкость, и потому по-любому решил списать потерю времени на нестандартную экскурсию.

Однако ж в деревню я в конце концов попал именно в ту, которая требовалась.

Добравшись до места, я выяснил, в чем дело: задавая затейливому аппарату маршрут, я забыл поставить галочку против графы «Автобаны». Есть там такой режим, что я, как неопытный пользователь, и выяснил. Мало ли, может, я ученик и боюсь выезжать на большую дорогу. Или, к примеру, узнав о пробке на трассе, решил ее объехать окольным путем. И вот пока я неторопливо — то перекрестки, то ограничение скорости при движении по населенным пунктам – полз однорядными, впрочем, приличными асфальтовыми дорожками, где-то рядом своей жизнью жил настоящий, построенный еще Гитлером легендарный автобан, сетью которых фюрер в свое время покрыл страну.

И тут, значит, два слоя, два уровня, две жизни: вот они, проселки, кому надо, а рядом, чуть в стороне – автобан, по которому можно без остановки пролететь насквозь пару-тройку стран: Германия, далее Австрия, там Италия, после Франция… главное, чтоб бензин не кончился. (Во всех смыслах; а то перекроем трубу, посмотрим, как они будут летать).

И тут мы, конечно, начинаем думать про нашу бедную родину. «Не надо нам тыкать в глаза немецким опытом!» – скажет радикальный левый патриот; у советских собственная гордость. И у нас есть прекрасные проселки, ну, покрытие чуть хуже, чем на немецких (это я про Ленинградский проселок, соединяющий просто столицу со столицей северной), а больше в стране и городов-то нет, разве только поселки городского типа… Еще есть Ярославский проселок (он – от Москвы до северных морей), Щелковский проселок… Калужский… И так далее. Автобаны у нас тоже есть, по ним тоже можно ехать бесконечно и вполне быстро, и тоже пока бензин не кончится: это я про МКАД, пожалуйста, довольно приличная дорога… жаль только, она никуда не ведет, а так все хорошо.

Это все шутки не от хорошей жизни, будь они неладны. А если серьезно, в России нет дорог! Нет того, что понимают под дорогами в развитых странах. Обычных скоростных трасс, какие в Германии построил Гитлер, а в Америке – Рузвельт… И вот ведь странно, оба нашли на дороги денег: один – создавая промышленность заново, отстраиваясь после одной грандиозной войны и готовясь к другой еще более масштабной. Второй – выходя из великой депрессии при фантастическом уровне нищеты и безработицы. Эх, им бы нашу нефть, им бы теперешние цены на нее, им бы немереные миллиарды Стабфонда – что б они построили тогда?! Какие б еще чудеса мы увидели, кроме дорог?! Чем еще бы мы теперь, спустя 70 лет, восхищались, раскрыв варежку?!

Не знаю.

А у нас вот нету в стране дорог. Правда, некоторые из имеющихся проселков планируют расширить и перевести в разряд улучшенных проселков; та же Ленинградка, при мысли о езде по которой у меня портится настроение. Я строю жизнь так, чтоб на Ленинградку вообще не заезжать по своей воле. И летать стараюсь в те места, куда можно из Домодедова.

А строить настоящие дороги? Всерьез? По-взрослому? Никто у нас не собирается. И это не случайно. В этом глубокий смысл. Дорога, она нужна, когда знаешь, куда ехать — пусть даже и не в ту сторону, как это случилось с Адольфом Алоизычем. Но Россия, судя по всему, не знает, куда ехать. Одним надо сюда, другим — туда, третьим еще куда-то, но это все личные мнения разрозненных частных лиц. В самом деле, при таком раскладе довольно глупо тратиться. Тем более что дороги не нужны ни для перекачки нефти, ни для движения денег, у которых свои пути, ни даже для перевозки высокопоставленных чиновников – они вон самолетами да вертолетами, ну в крайнем случае движение в половине Москвы остановят (а это самый элегантный способ срать на голову электорату). Ни для одной из этих целей дороги не нужны. Они нужны только широкой простой публике, на которую в России при каком режиме, при каком строе еще не плевали, причем уже по второму кругу пошли?

Еще дороги необходимы нормальной экономике – да только на кой она ляд чиновникам при таких ценах на нефть, кто вот бросит заботу о своих внуках и правнуках и в убыток себе станет проводить модернизацию?

Ну и еще дороги нужны разве только крупным государственным деятелям, осознающим интересы нации и способным их отстаивать и защищать – но где ж таких людей искать в России сейчас?

Я – не знаю…

Вот в такое скучное время мы с вами живем.

Время скучное – зато страна веселая! Сытая, пьяная, нос в табаке. Пьяная; а потом же похмелье? Ну почему же. А вдруг получится так, чтоб вот бросить хозяйство, забыть про детей и стариков, про хлеб даже насущный и уйти в запой, и долго-долго пьянствовать и веселиться — а потом чтоб не было похмелья? Это и есть русская мечта.

Такая мечта и на бездорожье прекрасно мечтается.