Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Косметика почуяла кризис

Сектор прямых продаж в первом полугодии сократился на 2%

Косметика и бытовые товары перестают пользоваться спросом россиян. Объем реализации только в индустрии прямых продаж сократился на 2% за шесть месяцев этого года, при том что в последний кризис 2008–2009 годов сектор, напротив, резко вырос. Традиционные новогодние покупки вряд ли улучшат ситуацию: из-за Украины, санкций и девальвации рубля россияне снизят расходы на непродовольственные товары за исключением лекарств.

Нестабильная политическая и экономическая ситуация этого года успела сказаться на секторе прямых продаж.

Объем продаж в России за первые шесть месяцев сократился почти на 2% год к году: компании — участницы российской Ассоциации прямых продаж (АПП) реализовали товаров на 1,1 млрд руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно на 69,4 млрд руб., следует из данных АПП.

В прошлом году общий объем продаж компаний — участниц АПП, а это Amway, Avon, Herbalife, Mary Kay, Nikken, Oriflame, Tupperware и другие, составил 141,5 млрд руб., большую часть российского рынка занимает торговля косметическими товарами: в разные годы доля этого сектора составляла от 60 до 80%.

Примечательно, что в этом году ситуация оказалась нестандартной. Дело в том, что в условиях плохой экономической обстановки сегмент прямых продаж развивается и расширяется зачастую активнее всего. К примеру, по данным АПП, объем продаж в кризисный 2009 год вырос на 12% по сравнению с годом ранее. Количество распространителей, которые могут покупать товары как для себя, так и для дальнейшей продажи, в 2009 году выросло на 13% год к году. Это было связано с возросшим числом людей, которые потеряли работу или искали дополнительный заработок. При этом после кризиса сектор рос в среднем только на 3% в год.

В этом году, несмотря на снижение темпов экономического роста, значительное падение курса рубля и нестабильную внешнеполитическую обстановку, роста числа распространителей, как и увеличения объемов продаж, напротив, замечено не было.

Количество независимых представителей и лояльных покупателей АПП снизилось с 4,6 млн человек на конец прошлого года до 4,3 млн, то есть на 6,6%.

Крупные международные игроки на российском рынке и рынке стран СНГ говорили о финансовых потерях, причем на фоне улучшения показателей в других развивающихся странах. Продажи шведской Oriflame во втором квартале в местных валютах возросли на 15% в Латинской Америке, на 12% в Турции, Африке и Азии, а в России при увеличении стоимости среднего заказа из-за падения числа активных распространителей доход упал на 13% в рублях, отмечалось в отчете фирмы. Компания обозначила влияние геополитической обстановки в России и на Украине. В целом во втором квартале по странам СНГ продажи в млн евро упали на 24% год к году, а количество распространителей – на 14%. Американская Avon также сообщала про 13-процентное падение выручки во втором квартале в основном из-за снижения количества представителей. «Россия продолжает находиться под негативным влиянием сложностей в экономической обстановке, включая влияние геополитической неопределенности», — сообщалось в обзоре.

Прямые продажи начали проседать еще в 2013 году, тогда наметились первые признаки стагнации, объясняет «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «По мере улучшения экономической ситуации количество распространителей сокращается, что, конечно, влияет на динамику продаж, — объясняет он. — С 2010 года продажи крупнейших игроков этого рынка, Avon и Oriflame, в общем-то стагнируют, некоторый рост наблюдался у Mary Kay, Faberlic, Amway». В этом году по мере ухудшения положения дел в экономике интерес потенциальных распространителей должен повыситься, однако взрывного роста ожидать не приходится. От момента наступления кризисных явлений до высвобождения рабочей силы, то есть ухода с работы или сокращения рабочего дня, уходит немало времени.

Только в конце второго – начале третьего квартала отметилась значимая тенденция к переходу на неполный рабочий день. Как таковое массовое сокращение персонала сейчас не осуществляется, но наблюдается переход на неполную неделю или выход в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы, говорит аналитик.

По этой причине количество распространителей начнет существенно расти только ближе к концу года, что может оказать влияние уже в первом полугодии 2015 года.

Впрочем, в этот раз эффект от роста числа активных продавцов может быть сведен на нет изменениями в потребительском спросе.

Обычно четвертый, предпраздничный квартал является наиболее прибыльным для компаний, на него приходится треть годового объема продаж. «Как и во многие предыдущие годы, объем продаж косметики во втором полугодии 2014 года в России будет выше, чем в первом», — пояснила «Газете.Ru» президент Ассоциации прямых продаж Татьяна Шокарева. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации проявилась тенденция к более тщательному подходу к покупкам: люди стали более осторожными и начали искать выгоду.

«Потребитель сейчас все больше руководствуется не эмоциями, а такими прагматическими соображениями, как реальная потребность в товаре и соотношение цены и качества, — рассказала «Газете.Ru» генеральный директор «Avon Россия» Елена Старкова. — Причем если различие в качестве не очевидно, то он легко переключается на более дешевые ценовые сегменты».

Например, в категории средств по уходу за кожей также наблюдается переход потребителей на более дешевые средства, говорит она. «Если раньше женщины покупали сразу несколько наименований продукции, чтобы иметь возможность попробовать и сравнить, то сейчас спонтанность выбора уступает место взвешенности и расчету», — рассказала Старкова.

В целом после кризиса 2008–2009 годов россиянки стали рациональнее относиться к приобретению косметики, уменьшив количество приобретаемого «на пробу» товара, соглашается Шокарева.

Как рассказала участница рынка «Газете.Ru», заметные темпы роста в первом полугодии 2014 года показали только категории «бытовая химия» и «товары для здорового образа жизни».

Поэтому возможное увеличение числа представителей и предпраздничный ажиотаж может и не улучшить показатели отрасли, считает Бурмистров. «Понятно, что российские женщины в последнюю очередь будут отказываться от каких-то маленьких радостей вроде косметики, — рассуждает он. — Однако сейчас общая ситуация такова, что среди непродовольственных товаров единственный сегмент, который будет чувствовать себя относительно хорошо, – это лекарственные средства». Косметические товары, которые занимают большую долю в секторе прямых продаж, в этом плане выглядят не очень оптимистично, подытожил эксперт.

Новости и материалы
В Германии предложили сбивать российские ракеты над Украиной из Польши
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Все новости