Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Истребители конкурентов

Китай впервые представил серию разработок в сфере военной авиации на China Airshow 2012

Алина Черноиванова (Чжухай, КНР) 14.11.2012, 18:47
__is_photorep_included4852825: 1

Китай впервые представил серию разработок в сфере военной авиации. На салоне China Airshow 2012 в Чжухае официально подтверждена работа над вторым истребителем пятого поколения J-31, возможно, с российскими двигателями. Кроме легкого многоцелевого истребителя КНР показала легкий боевой вертолет Z-10 и три проекта «вертокрылов». Проекта J-11B на базе российского Су-27СК на выставке нет.

Авиасалон China Airshow 2012 в Чжухае стал премьерным для нескольких проектов китайской военной авиапромышленности. Одна из главных новинок выставки — второй истребитель пятого поколения, разработанный государственной Aviation Industry Corporation of China (AVIC), J-31.

Первая информация о проекте появилась примерно год назад — это были выложенные в сеть фотографии макета самолета. В июне 2012 года в интернет попали новые снимки — на этот раз с транспортировки зачехленного самолета, в сентябре на фото оказался прототип, а за 12 дней до выставки стало известно о первом испытательном полете J-31.

На China Airshow 2012 корпорация AVIC впервые демонстрирует макет легкого многоцелевого истребителя. Китай фактически официально подтвердил, что работает над вторым истребителем пятого поколения.

Отдельные конструктивные особенности J-31 говорят о сходстве машины с американским F-35 (в версии F-35А), отмечает главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин. Но у самолета в отличие от F-35 два двигателя, добавляет он. «Судя по всему, это РД-93 ОАО «ММП им. В. В. Чернышева», — говорит Фомин. РД-93 был разработан и поставляется для истребителя-бомбардировщика Chengdu FC-1 Xiaolong (совместная китайско-пакистанская разработка).

Первый китайский проект истребителя пятого поколения — тяжелый многоцелевой J-20 — на авиасалоне не представлен. Нет ни самой машины, ни ее макета, ни даже изображений, хотя первый полет J-20 состоялся еще в начале 2011 года, китайская пресса сообщает, что есть уже минимум два опытных образца, а машины должны начать поступать в войска в 2017 году.

На выставке не демонстрируется истребитель J-11B. Он разработан на базе самолета J-11, являющегося лицензионным вариантом российского Су-27СК.

В 1990-х годах Китай закупил примерно 50 самолетов Су-27, после чего заключил лицензионное соглашение о строительстве 200 машин для ВВС Китая. Россия поставила КНР около 100 комплектов для сборки СУ-27, затем КНР разорвала контракт, заявив о собственной разработке — J-11B. Машина, по сути, является копией Су-27СК, но на ней установлены собственные кабина, локатор и, возможно, двигатель производства КНР. Других реплик российских разработок — истребителей J-13 и J-15 — на авиасалоне тоже нет. Но, как поясняет Фомин, как правило, Китай демонстрирует на выставке только проекты, по которым возможен экспорт.

Привезти на авиасалон натурный Су-35 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) пока не сочла целесообразным. На выставке только макет истребителя поколения 4. Но в день открытия China Airshow 2012 президент ОАК Михаил Погосян сообщил, что новый боевой самолет «Сухого» появится в Чжухае в следующий раз — на выставке 2014 года. Китай проявляет интерес к новинке, но весной заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин пояснил, что переговоры по Су-35 ничем не увенчались, так как Пекин захотел купить только ограниченную партию.

«У России и Китая есть межправительственное соглашение о защите интеллектуальной собственности, но проблема восстановления военно-технического сотрудничества с Китаем в объемах 1990-х годов как раз заключается в соблюдении соглашения со стороны Китая, — отмечает главный редактор «Взлета». — Все последние годы велись переговоры прежде всего об этом. Не исключаю, что обещание привезти Су-35 в Чжухай может свидетельствовать о прогрессе в решении проблемы защиты интеллектуальной собственности. А значит, можно ждать контрактов не на штучные закупки, а на массовые».

Премьера среди вертолетной техники — легкий боевой Z-10. Полномасштабная разработка началась в Китае в середине 1990-х годов, для проектирования винтов привлекали Eurocopter, трансмиссии — фирму Agusta-Westland.

Первый полет прототипа состоялся в 2003 году, но международной публике вертолет демонстрируется впервые.

На авиасалоне Китай впервые представил и работы и по тематике крылатых вертолетов: на выставке демонстрируются макеты трех проектных машин — высокоскоростные Avant-Courier 1 (Pioneer 1), Platypus и Bateleur. Технические детали проектов не разглашаются. «До сих пор не было известно, что Китай ведет разработку вертокрылов», — говорит эксперт-китаист Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин.

Среди других экспонатов самолет-амфибия Jiao Long 600, аналогичный российскому Бе-200.

На China Airshow 2012 представлен полномасштабный макет носовой части самолета. Первый полет гидросамолет совершит в 2014 году, говорят представители компании-разработчика. AVIC по традиции демонстрирует линейку турбовинтовых самолетов, например, пассажирский Ма 700 (глубокое развитие Ан-26) и морской патрульный МА 60 МРА.

Значительное место AVIC выделил легким вертолетам и легкомоторным самолетам. «В Китае прогнозируется бум малой авиации, — поясняет Кашин. — К 2015 году должно произойти полное дерегулирование полетов на сверхмалых высотах, и предполагается, что спрос внутри Китая на легкие вертолеты и самолеты вырастет в разы: количество миллионеров в стране растет, и многие уже хотели бы обладать собственными небольшими воздушными судами». В этом секторе уже отмечается приток инвестиций, а в течение 10—15 лет Китай намерен устойчиво закрепиться на мировом рынке легких вертолетов и легкомоторных самолетов, захватив около 15—20% рынка.

Китай впервые представил публике беспилотник «Илун», стоимость которого не превышает $1 млн.

Наконец, китайская промышленность представила новые проекты и в самой проблемной для КНР отрасли — двигателестроении.

На авиасалоне демонстрируется двигатель Minshan, который в перспективе будет устанавливаться на учебно-боевые самолеты L-15 и может стать альтернативой украинским двигателям, поставляемым в Китай компанией «Мотор Сич». Вторая новинка в этом секторе — двигатель Jiuzhai, который предназначается для небольших реактивных самолетов в сегменте бизнес-авиация. Проект такого реактивного бизнес-джета также представлен на China Airshow 2012. «Это удивительно, — отмечает Кашин. — О проектах в сфере бизнес-авиации до сих пор ничего не сообщалось».

Единственным пассажирским реактивным самолетом китайской разработки остается региональный ARJ-21. «Впрочем, еще, конечно, нельзя точно сказать, что все представленные на салоне проекты действительно будут реализованы», — говорит эксперт.