Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Водка и гармошка уже не бренд

Участники форума в Сочи: идея создания туристических кластеров в регионах России нежизнеспособна, турист не едет

Рустем Фаляхов (Сочи) 22.09.2012, 17:44
Иностранные туристы не хотят ехать в российские регионы ИТАР-ТАСС
Иностранные туристы не хотят ехать в российские регионы

Идея создания туристических кластеров в регионах России оказалась нежизнеспособной, констатировали участники «круглого стола» в рамках ХI Международного инвестфорума «Сочи-2012». Российский турист предпочитает заграницу, а иностранного отпугивают неадекватные цены на отели и авиабилеты, неизвестные или неяркие бренды, визовые ограничения, низкий профессионализм российских туроператоров и негативный имидж России.

На «круглый стол» по теме «Россия – как стать экспортером туристических услуг?» участников форума собрали в самом подходящем для этого месте – в шатре в 100 метрах от пляжа. Но желающих обсудить проблемы туристической индустрии набралось немного. На это обратил внимание один из первых докладчиков – гендиректор турагентства Russia Discovery Тимофей Рогожин: «Я насчитал в зале всего 50 человек. А в Лондоне на международную выставку по туруслугам к нам на семинар пришло более ста человек. Это говорит о том, какое место туризм занимает в мире и каков интерес к нему в России».

Не успокоившись на этом, Рогожин предложил поднять руки тем, кто представляет на этом «круглом столе» организаторов форума. Десять человек подняли руки. Еще десять оказались журналистами. Семеро следующих поднявших руки были представителями местной власти. Еще десять участников – спикеры, заявленные в программе «круглого стола». Наконец, несколько человек подняли руки в ответ на вопрос: «А кто просто шел мимо и зашел сюда?»

«Итого темой туризма заинтересовались примерно десять человек. А вы говорите, что тут проходит международный форум!» — подсчитал Рогожин, сорвав аплодисменты.

Когда шум стих, модератор, заместитель руководителя Ростуризма Николай Новичков в шутку заметил: «Вполне массовая явка, если учесть, что сегодня утро второго дня и вчера были прием и концерт!» И предоставил слово губернатору Кировской области Никите Белых (до перехода на госслужбу он занимался турбизнесом).

Белых не понравилась тема «круглого стола». «Сначала нужно научиться продавать туруслуги нашим гражданам, а потом уже развивать экспорт, зазывать иностранцев», — пояснил он. Например, это можно было бы делать через создание туристических кластеров в регионах. Но идея не работает. Государство, по мнению Белых, не создало необходимых условий для развития туризма в регионах. Налоговые льготы есть, но недостаточны. А без господдержки регионы проблему роста турпотока не решат, пояснил губернатор.

«Мы уже упустили самых активных потребителей туруслуг, самую мобильную часть россиян – тех, чей возраст не превышает 35 лет. Приходится агитировать тех, кому за 50, и самых юных», — констатировал Белых, рассказав, как это делается в Кировской области. Правда Кировская область, бывший Вятский край, тем не менее по-прежнему ассоциируется у потребителей со стиральной машиной «Вятка-автомат», а не с родиной Васнецова, сокрушался он.

Слово взял партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных. Но и его выступление модератора из Ростуризма не порадовало. «По рейтингу Всемирного экономического форума, оценивающего сферу российского туризма, Россия занимает 59-ю позицию из 140 стран», — сказал эксперт, добавив, что рейтинг конкурентоспособности России по этому же рейтингу еще ниже – 67-я позиция. Туристический рейтинг ВЭФ рассчитывается раз в два года через опрос 120 глобальных туроператоров и на основе данных статистики о въездном и выездном туризме, стоимости турпакетов, визовом режиме, уровне безопасности в стране и тому подобных факторов.

Из выступления Праздничных следовало, что привлечь западного туриста в Россию, имея такой рейтинг и такие цены на туруслуги, почти нереально. А вот российский турист, наоборот, демонстрирует спрос на путевки, но не всегда находит приемлемое предложение.

«Я согласен, туристическая отрасль больна, как и все российские отрасли, кроме нефтегазовой», — возразил эксперту министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя. В Швейцарии тоже дорого отдыхать, добавил он, будто оправдывая высокую стоимость туруслуг в Краснодарском крае.

«Но в Швейцарии хотя бы качество услуг высокое», — вступил в дискуссию Рогожин. Он сообщил, что его компания составила список десяти причин, объясняющих, почему западный турист не едет на отдых в Россию. Этот список Рогожин составил путем опроса компаний-партнеров из Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Испании. «Я патриот, вожу в Россию иностранных туристов, поэтому только факты и цифры, ничего личного!» — предупредил Рогожин.

Первая причина, начал перечислять он, – отсутствие ярких брендов.

Советские бренды – баня, водка, гармошка и медведи – ушли в прошлое; те, что остались, – «Золотое кольцо», Байкал, Камчатка, Москва, Санкт-Петербург – расплывчаты, а новых запоминающихся брендов не создано.

Вторая причина: российские туроператоры конкурируют с западными чуть ли не по всем направлениям и всюду проигрывают, не умея предложить конкурентный продукт. В России отдыхать дорого, небезопасно, визовые процедуры длительны, а профессионализм туроператоров, как и имидж России, низок, перечислял Рогожин.

«Не все так плохо», — возразил гендиректор Аccor Russia (гостиничный бизнес) Алексис Деларофф. «Еще 20 лет назад Россия в том же рейтинге ВЭФ стояла на 120-м месте, так что изменения в лучшую сторону есть. Но вот дороги! Дураков много, а дорог по-прежнему нет!» — пожаловался Деларофф, сообщив, что утвердился в этом мнении, предприняв недавно автопутешествие из Екатеринбурга в Москву.

По мнению Делароффа, российский бизнес, инвестирующий в гостиничное хозяйство, имеет две особенности: инвестиции он стремится отбить максимум за 5 лет, поэтому вздувает цены как в Лондоне или в Бангкоке. Вторая особенность – инвестируют, как правило, в четырех- и пятизвездочные отели, хотя востребованы «трешки» и хостелы. На третью особенность «турбизнеса по-русски» указала гендиректор Hospitality In.Comm Елена Лысенкова: низкая финансовая грамотность инвесторов, не использующих турбизнес в качестве портфельных инвестиций.

«Я пять лет (или четыре года, точно не помню) приезжаю на сочинский форум, и всегда мы обсуждаем одни и те же проблемы: дорогие отели, непривлекательный имидж России», — вздохнула сенатор Светлана Журова.

На этом «круглый стол» закончился, и докладчики оперативно переместились в соседний павильон. Там начинался другой «круглый стол» – «Как сделать привлекательный туристический продукт?» Журова не значилась в списках участников, а чиновники от туристического бизнеса привычно заняли места в президиуме.