Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Магазины прошлись по Visa и MasterCard

Visa и MasterCard урегулировали спор с ритейлерами за $6 млрд

Екатерина Ткаченко, Екатерина Брызгалова 16.07.2012, 21:55
Visa и MasterCard согласились выплатить ритейлерам $6 млрд Reuters
Visa и MasterCard согласились выплатить ритейлерам $6 млрд

Visa и MasterCard выплатят $6 млрд торговым сетям за сговор при установлении тарифов за обслуживание кредитных карт, а со следующего года продавцы США могут переносить комиссию на покупателей. Российским покупателям такая опасность не грозит, напротив, торговым сетям выгодна безналичная оплата, говорят участники рынка.

Платежные системы Visa и MasterCard согласились выплатить ритейлерам $6 млрд — это крупнейшая в истории США компенсация за картельный сговор, выплаченная в досудебном порядке.

Самую большую сумму заплатит Visa — $4,4 млрд. Master Card выделит $790 млн. Остальные $810 млн ритейлерам заплатят банки-эмитенты карт (J.P. Morgan Chase, Bank of America, Citigroup, Wells Fargo, Capital и других).

Также в рамках соглашения платежные системы должны будут снизить размер комиссии до 0,1% на восемь месяцев, что позволит торговым сетям сэкономить $1,25 млрд. Ранее ритейлеры должны были выплачивать 2% с каждой покупки.

А с 2013 года торговые организации смогут компенсировать эти расходы за счет покупателей, которые расплачиваются кредитными картами. Таким образом, они планируют стимулировать клиентов использовать при оплате товаров и услуг наличные или карты, выпущенные самими ритейлерами.

В 2005 году крупнейшие американские ритейлеры Kroger Co, Safeway Inc. и Walgreen, а также Национальная ассоциация круглосуточных магазинов, Национальное сообщество фармацевтической ассоциации, Национальная кооперативная ассоциация бакалейных магазинов и Национальная ассоциация аптек подали в суд на Visa, MasterCard и банки-эмитенты в окружной суд Нью-Йорка. Их обвинили в намеренном завышении размера комиссии, которая взимается за использование кредитных и дебетовых карт при оплате товаров и услуг.

Суд должен был рассмотреть спор в сентябре 2012 года, но стороны решили уладить конфликт в досудебном порядке.

Главный консультант MasterCard Ноа Ханфт и генеральный директор Visa Джозеф Сондерс считают, что ритейлерам, как и операторам, было выгодно решить спор «мирным путем». «Это историческое событие, — считает один из адвокатов торговых сетей. — Соглашение позволит уравнять права на рынке, где раньше доминировали банки».

По данным Национальной федерации розничной торговли США, каждый год торговые организации выплачивают банкам-эмитентам за транзакции по картам около $30 млрд. Полученные средства распределяются между банками-эмитентами и операторами электронных платежей.

Добровольное урегулирование конфликта стало первым шагом на пути к одному из крупнейших антимонопольных соглашений в истории США, считает старший вице-президент и главный юрисконсульт Национальной федерации розничной торговли Мэллори Дункан. «Нам нужны изменения в правилах, которые приведут к прозрачности рынка и свободной конкуренции», — сказал он.

Но розничные сети еще не раз смогут воспользоваться возможностью потребовать снижения комиссий от конгресса и операторов, добавляет президент Американской ассоциации юристов (ABA) Фрэнк Китинг. «Речь идет о доходах в миллиарды долларов», — говорит он.

Перенос затрат на покупателей не коснется России, говорят участники рынка.

«Ритейлеры в России не имеют права брать дополнительную комиссию с покупателей»,

— объясняют в X5 Retail Group. По словам представителя компании, в России безналичные платежи только начинают развиваться, что связано «с неравномерным развитием банковской инфраструктуры, а также недоверием населения к системам безопасности безналичных расчетов».

В России крупные ритейлеры, напротив, пропагандируют оплату покупок картами, а некоторые даже дают скидки при безналичной оплате, говорит президент Ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

«Ритейлерам и так приходится конкурировать с интернет-магазинами, цены которых значительно ниже. Они рассчитывают, что система карт поможет уравнять их в правах»,

— говорит он. Иванов уточняет, что в России также нет единой системы компенсации платежным системам – все зависит от договоренности с ритейлера с банком-эмитентом.

Как рассказали, в сети «Ашан» стандартная комиссия международных платежных систем за транзакцию в России традиционно составляет 1,5%. В Европе она в 2,5 раза нижа.