Домодедово раскрылось

Домодедово раскрыло владельца

РИА «Новости»
Через несколько часов после того, как Генпрокуратура призналась в неспособности раскрыть «матрешку» Домодедово, аэропорт назвал владельцев и подал заявку на Лондонскую фондовую биржу. Возможное IPO будет проходить на фоне претензий прокуратуры и лично президента Дмитрия Медведева, удивляются аналитики.

Зарегистрированный на острове Мэн офшор DME Limited, выступающий головной холдинговой структурой московского аэропорта Домодедово, подал заявку на проведение первичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже. В материалах компании указано, что к продаже предлагаются бумаги существующих акционеров, допэмиссии не будет. Компания рассчитывает привлечь «международных институциональных инвесторов». Параллельное размещение на российских биржах не планируется. Встречи с инвесторами в рамках подготовки к IPO начнутся после 30 мая.

Глобальным координатором размещения владельцы Домодедово назначили банк Goldman Sachs. Также компанию консультируют банкиры из J.P. Morgan Securities, Morgan Stanley и Citigroup Global Markets. «DME под нашим руководством вырос из третьего по пассажиропотоку аэропорта Москвы в лидера как по внутреннему, так и по международному пассажиропотокам, — говорит Денис Нуждин, исполнительный директор компании. — Показатель за 2010 год — 22,3 млн пассажиров. Мы верим в потенциал, что сможем сохранить и закрепить лидирующие позиции в России. Интегрированная бизнес-модель DME уникальна: диверсифицированный набор услуг сочетается с лучшим расположением и лучшей инфраструктурой среди аэропортов Москвы. Предполагаемый выход на биржу закрепит лидерство».

Размещение планируется завершить до конца июня, процедура будет стандартной, говорит источник, близкий к запланированному размещению.

В материалах офшора, опубликованных на портале Лондонской фондовой биржи, указаны финансовые показатели Домодедово. Выручка за 2010 год составила 29,676 млрд рублей. Показатель EBITDA с учетом колебаний валютных курсов составил 12,735 млрд рублей. В 2009 году доходы компании составляли 24,398 млрд рублей и EBITDA — 7,866 млрд рублей.

Аналитик Газпромбанка Алексей Астапов считает финансовые показатели аэропорта Домодедово «очень неплохими». «Рентабельность при таких показателях оценивается на уровне 43%. Аналогичные компании, торгующиеся на биржах, показывают 35—40% по EBITDA. Данные близки к мировым аналогам. По рентабельности и выручке Домодедово соответствует компании Fraport, которая обслуживает несколько аэропортов Германии», — замечает Астапов.

Показатели достойные, согласен Александр Чуриков из «Открытия»: рентабельность по EBITDA сопоставима с аналогами (Хитроу — 47%, Франкфурт — около 19%, Пекин — около 51%).

Аналитик «МДМ Банка» Дмитрий Конторщиков оценивает показатели «как очень сильные».

О возможности размещения акций Домодедово участники финансового рынка говорили в 2006 году, но тогда планы не были реализованы. Четыре года спустя — в апреле 2011 года — источники Reuters снова сообщили о намерении аэропорта провести IPO. По неофициальной информации, банки-консультанты оценили аэропорт на уровне $5 млрд.

Но позднее владельцы Домодедово выбрали вариант частного размещения бумаг среди ограниченного круга профессиональных инвесторов, утверждали источники. Потенциальный объем частного размещения акций составлял $1 млрд — 20—25% акций. В середине апреля в США было проведено road show, но встречи с инвесторами носили предварительный характер. Окончательное решение по размещению владельцы аэропорта должны были принять после майских праздников. Два российских инвестбанкира на прошлой неделе говорили «Газете.Ru», что частное размещение не состоялось. В «Ист лайне», выступающем управляющей компанией Домодедово в России, не прокомментировали ситуацию.

Переговоры представителей Домодедово с инвесторами сопровождались постоянными претензиями со стороны чиновников и правоохранительных органов. После транспортного коллапса в Московском авиаузле (декабрь 2010 года) и теракта в зоне таможенного досмотра Домодедово (январь 2011 года) президент Дмитрий Медведев лично выразил недовольство непрозрачнной структурой собственности аэропорта и потребовал от Генпрокуратуры найти владельцев.

Номинальными держателями долей в офшорах, связанных с Домодедово, выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами участники рынка называли предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана — председателя совета директоров и главу наблюдательного совета Домодедово соответственно. Официально структура собственности аэропрта не раскрывалась.

Прокуроры не нашли бенефициаров, сославшись на запутанность цепочки офшоров. «Мы так и не нашли ту самую «последнюю матрешку», которая могла бы показать собственника аэропорта Домодедово, который является крупнейшим аэропортом страны и объектом особой важности, — сказал в среду первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман. — Сегодня все устроено так, что руководят работой аэропорта из офшоров».

«Учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой», — говорится в прокурорском заключении. По инициативе Генпрокуратуры к расследованию ситуации в Домодедово подключились Федеральная налоговая служба, Росавиация и Росимущество.%

Конфликт частных владельцев аэропорта с последним ведомством из-за прав собственности на инфраструктуру Домодедово, длился с 2004 года по 2008 год. Росимущество добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников решением президиума Высшего арбитражного суда в пользу «Ист Лайна».

В мае 2011 года в Генпрокуратуре снова посчитали, что руководитель подведомственной Росавиации «Администрации аэропорта Домодедово», превышая предоставленные полномочия, передал в пользование ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» «ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей».

«По факту злоупотребления директором ФГУП ААД служебными полномочиями организована проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством», — пишут прокуроры.

Через несколько дней после результатов проверки Генпрокуратуры Счетная палата России назвала владельцем московского аэропорта Домодедово подконтрольную «Ист Лайн» компанию Hacienda Investments Limited.

Чиновники ошиблись. «DME владеет аэропортом Домодедово. Дмитрий Каменщик сейчас выступает единственным и конечным бенефициаром 100% акций компании», — говорится в сообщении DME, направленном на Лондонскую фондовую биржу. Коган в документах не упоминается.

«В ситуации, когда к структуре собственности аэропорта предъявляются претензии, разместиться будет сложно, инвесторы могут потребовать дисконта», — предупреждает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

«Его размеры будут зависеть от того, как серьезно инвесторами оцениваются риски. Учитывая, что ситуация не представляется настолько серьезной, инвесторов может заинтересовать дисконт в 15—20%. Если бы развитие шло по необратимому сценарию, он был бы очень значительным», — заметил он.

Прессинг на аэропорт со стороны государственных ведомств будет учитываться инвесторами, согласен Астапов. «Никто не хочет рисковать деньгами. Не исключено, что решение о размере скидки будет решаться на месте», — заметил он.

Игорь Краевский из «Открытия» напоминает «историю последних IPO, которые были отменены», и сомневается в реалистичности размещения в 2011 году. «Это будет возможно, только если размещение будет проведено по низкой цене. Но, учитывая финансовые показатели аэропорта, деньги ему не нужны, нужна справедливая оценка активов».

Сейчас максимальная оценка бизнеса Домодедово в ходе размещения может составить $4-4,2 млрд, говорит Конторщиков.

«В плюс аэропорту играет значительный потенциал российского рынка авиаперевозок, который к тому же растет темпами, существенно опережающими общемировые. Вместе с этим есть ряд негативных факторов, в свете которых инвесторы будут рассчитывать на дисконт. Это, безусловно, давление со стороны государства на владельцев и неопределенность относительно возможного строительства в Домодедово третьей взлетно-посадочной полосы в среднесрочной перспективе. Успех размещения в подобных обстоятельствах – исключительно вопрос гибкости продавца в вопросе цены», — говорит он.

Оценка со стороны инвесторов может потребоваться Домодедово для возобновления переговоров с федеральным правительством об участии в проекте консолидации Московского авиаузла. Топ-менеджер российского аэропорта и чиновник, работающий в транспортной сфере Москвы, не исключают такой возможности.

Ранее правительство России решило объединить международный аэропорт Шереметьево (в госсобственности) и Внуково (федеральные власти выкупают актив у правительства Москвы). Первоначально концепция предполагала включение в узел Домодедово. Инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства просчитала схему объединения московских аэропортов и пришла к выводу, что частные владельцы Домодедово при объединении смогут претендовать на контроль в объединенной компании. Но контролировать объединенный московский хаб намерено государство.

Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт» говорит, что не разделяет «мнение, которое сейчас широко обсуждается, что IPO могло бы стать инструментом защиты от недружественного поглощения».

«Есть примеры, когда иностранный инвестор не является препятствием для действий со стороны ведомств», — напоминает он.

Пантелеев говорит о возможном направлении средств от IPO на строительство нового терминала вдоль левой взлетно-посадочной полосы.