«Сатурн» спасут за послушание

Владимир Путин пообещал поддержку НПО «Сатурн»

,
Отругав НПО «Сатурн» за неэффективное управление, премьер Путин пообещал компании всяческую поддержку и гарантировал получение заказов. Это стало возможно после того, как руководство компании перестало сопротивляться включению в состав госкорпорации «Ростехнологии».

Премьер-министр Владимир Путин обвинил руководство научно-производственного объединения «Сатурн» в «неоправданно рискованной финансовой политике». В результате, по его мнению, лидер отечественного двигателестроения оказался «не готов к обслуживанию и своевременному погашению кредитной задолженности в условиях нестабильности на финансовых рынках».

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков подтверждает, что ситуация на предприятии непростая. С одной стороны, «Сатурн» набрал много кредитов на развитие производства, в то же время уже готова заявка о сокращении 4 тысяч рабочих мест, сообщил губернатор. «Но если мы примем необходимые меры, то сумеем сохранить и сотрудников, и производство», — считает Вахруков.

По мнению премьера, без расширения участия государства в капитале предприятия его проблемы сегодня не решить. Государству сейчас принадлежат 37% акций предприятия, но договоренность о выкупе долей у менеджмента для получения контрольного пакета уже фактически достигнута.

Акции, по словам Путина, будут выкуплены по рыночной цене и переданы «Оборонпрому» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии»).

Особое внимание со стороны правительства к НПО «Сатурн» понятно. Предприятие производит двигатели для самолета SuperJet, на который Объединенная авиастроительная корпорация делает ставку в развитии отечественной пассажирской авиации. Также компания специализируется на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Как заявил сегодня замглавы Минпромторга Денис Мантуров, документы о включении НПО «Сатурн» в госкорпорацию по двигателестроению (на основе «Оборонпрома») уже подготовлены. На поддержку отечественного двигателестроения в федеральном бюджете предусмотрено 367 млрд рублей в следующем году и по 289 млрд рублей в 2010–2011 годах. «Сатурн» может рассчитывать на часть этих средств, если будет направлять заявки», — заверил Мантуров.

«Будет проведено рефинансирование долгов предприятия, будут привлечены ресурсы ВТБ, и на эти цели будет выделено 10 млрд рублей», — заявил Путин. При этом он не исключил, что, «возможно, будут нужны и дополнительные ресурсы».

Это не единственная мера поддержки: премьер пообещал обеспечить «Сатурну» заказы со стороны его ключевых покупателей — Министерства обороны, транспортных авиакомпаний, Объединенной авиастроительной корпорации, энергетиков, «Газпрома».

Также в 2009 году планируется провести эмиссию и увеличить уставный капитал компании. По данным главы Минпромторга Виктора Христенко, 3 млрд рублей — это минимальная сумма, необходимая для повышения капитализации «Сатурна». Министр прогнозирует, что юридическая процедура проведения эмиссии займет около пяти месяцев. Для сертификации двигателей для Superjet необходимо 5 млрд рублей. «Но до конца года мы выделим на сертификацию 1,5 млрд рублей», — заверил Христенко.

По мнению ряда экспертов, сложная обстановка на предприятии сложилась не только из-за финансового кризиса или неэффективного управления. Глава НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин длительное время противостоял планам включения компании в госкорпорацию «Ростехнологии» под руководство Сергея Чемезова. Считается, что

это противостояние и повлекло за собой падение котировок «Сатурна», — никто не хотел идти против Чемезова, которого активно поддерживал тогда еще президент Владимир Путин. Нынешняя просьба «Сатурна» о выделении кредита ВЭБа, по мнению экспертов, дала возможность «убедить» Ласточкина в необходимости включения в госкорпорацию.

Это и позволило активно поддержать столь необходимое для российского машиностроения предприятие.

«У предприятия достаточно серьезная долговая нагрузка — около 15 млрд рублей», — говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. Благодаря долгосрочному кредиту на 10 млрд рублей предприятие сможет расплатиться по текущим долгам, а выплату кредита от ВЭБа растянуть на несколько лет. За это время, по мнению аналитика, прояснится ситуация с производством авиадвигателей. «Предприятию сейчас крайне важно не сорвать производство двигателей для самолета «Сухой-Суперджет-100», — соглашается Севастьян Козицын из «Брокеркредитсервиса».

Если сейчас загрузить производство хотя бы минимальными, но постоянными заказами, «Сатурн» вполне сможет продержаться два года и пережить кризис, а затем активизировать производство двигателей.

Отраслевые эксперты не исключают, что «необходимый» заказ может обеспечить «Газпром». По заявлению заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Ананенкова, так и произойдет. В 2009–2010 годах «Газпром» закупит у «Сатурна» оборудования на 4 млрд рублей. «Кроме того, мы подготовили и до конца года планируем подписать долгосрочное соглашение до 2012 года о сотрудничестве и взаимодействии», — сообщил замглавы «Газпрома». Он уточнил, что речь пойдет о разработке энергогенерирующих установок мощностью 110, 170 и 325 МВт.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть